Главная
Голосование
Какая литература Вас интересует больше всего?
 
Поиск по сайту

Широкая масленица


 

Подготовка к празднику и встреча Масленицы

Масленичное объедение

Катание на лошадях

Ледяные горки

Кулачные бои и взятие снежного городка

Чествование молодоженов и «тёщины блины»

Чучело Масленицы

Масленичный поезд

Проводы Масленицы

Все, что вы хотели знать о блинах (рецепты, советы, ответы на вопросы)

Сценарии проведения масленицы

Список литературы 

 

В конце февраля – начале марта мы отмечаем весёлый праздник - Масленицу или Проводы зимы. В 2016 году Масленица приходится на 7 - 13 марта.

Из всех современных праздников Масленица - самый древний праздник. До 14 века наши предки встречали Новый год в марте. А в конце февраля праздновали Масленицу – провожали зиму и старый год. Прихода весны на Руси всегда ждали с большим нетерпением, радовались солнцу, теплу после холодной, долгой зимы. Приход весны означал начало работ в поле, продолжение жизни, новый урожай.

Поэтому это был самый шумный, веселый, разгульный праздник, который не оставлял безучастными ни старых, ни малых, ни холостых, ни семейных, ни богатых, ни бедных. Основные составляющие праздника - обилие еды (главное блюдо — блины), катание с гор и на лошадях, чествование молодоженов и проводы Масленицы (костры). 

        Масленица — объедуха, деньгам приберуха.

Масленица широка — затопила и Великий пост.

Масленица — обманщица: обманула, провела, нагуляться не дала!

Ищет, где сорок лет Масленица и по три года мелкие праздники.

Не все коту Масленица, будет и Великий пост.

Маслена не на век достается.

Пируй и гуляй, баба, на Масленице, а про пост вспоминай.

Рассказ о Масленице следует начать с эпитетов, которыми народ удостоил этот праздник, и названий дней, в него входящих. Ни один праздник не имел столько эпитетов — уважительных и фамильярно-грубоватых. Масленицу называли веселой, честной, широкой, госпожой, боярыней, широкорожей, объедухой, блиноедкой, блюдолизой, мокрохвосткой, обманщицей, вертушкой и т.п. У Масленицы все дни поименованы, и перечень их представляет, собственно, масленичную программу, сценарий праздника.

Понедельник - встреча.

Вторник - заигрыши.

Среда - лакомка (в этот день обычно зять приходил к теще на блины).

Четверг - разгул, широкая Масленица, перелом.

Пятница - тещины вечера, вечёрки (теперь зять приглашал тещу на блины).

Суббота - золовкины посиделки.

Воскресенье - проводы, целовник, Прощеный день.

Масленица считалась праздником большим и обязательным: Хоть с себя что заложить, а Маслену проводить.

Масленица — своеобразные каникулы, отменявшие всякий труд. В поморских селах «никто не работал даже по хозяйству, готовили огромное количество еды и непременно блины, ходили в гости и смотреть на развлечения молодежи».

Масленичную неделю не случайно называют «сплошной». На протяжении семи дней еду не убирали со стола (во всяком случае, традиционные блины должны были стоять там все время). С утра до позднего вечера шли народные гулянья. Все - от мала до велика - принимали участие в праздничном веселье, исключение составляли только больные и немощные люди.

Подготовка к празднику и встреча Масленицы

Во многих местах подготовку к Масленице начинали загодя, с предшествующей недели. Женщины старались, как говорили, «вымыть дом от чердака до подполья», придать ему праздничный вид. И конечно, заранее припасали продукты. Чего не хватало, покупали на местных ярмарках или специально ездили в город.

Масленичная неделя в православном церковном календаре именуется мясопустной или сырной и рассматривается как подготовка к самому длительному — Великому посту, завершающемуся Светлым Христовым Воскресением — Пасхой. Это полупост, когда уже нельзя есть мясо, но еще можно употреблять молочные продукты.

Началом Масленицы считалось воскресенье — «мясное заговенье», когда в последний раз ели мясо.

Первыми встречали Масленицу дети. Они же громко оповещали о прибытии «дорогой гостейки».

В субботу или воскресенье перед Масленицей в селения возвращались мужики, ездившие в город или на ближайшую ярмарку за покупками к празднику. Ребятишки, заранее насобирав изношенные лапти, выбегали навстречу возвращавшимся с вопросом: «Везешь ли Масленицу?» Кто отвечал: «Нет», того закидывали лаптями.

В Калужской губернии, начиная печь блины, хозяйка посылала мальчика лет восьми — десяти встречать Масленицу: давала ему блин, большой и толстый, с которым он скакал верхом на ухвате или кочерге по огороду и кричал:

Прощай, зима сопливая!

Приходи, лето красное!

Соху, борону —

И пахать пойду!

В других местах ребятня утром первого масленичного дня взбиралась на ледяные горы и, съезжая с них, выкрикивала: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!»

Вверх

Масленичное объедение

Пожалуй, наиболее характерной особенностью Масленицы были и остаются блины. Само название праздника говорит о том, что в это время ели очень много масленой пищи — «блинов масленых». Блин добро не один; Без блина не Маслена, без пирогов не именины, — авторитетно заявляли пословицы.

В народе любили повторять шуточную, но очень правильную по смыслу припевку:

Как на Масленой неделе

В потолок блины летели!

Уж вы блины мои,

Уж блиночки мои!

Существовало множество шуточных текстов по поводу пристрастия к блинам:

Пришла Маслена неделя,

Была у кума на блинах.

У кума была сестрица,

Печь блины-то мастерица.

Напекла их кучек шесть —

Семерым их не поесть.

А сели четверо за стол,

Дали душеньке простор,

Друг на друга поглядели,

И — блины-то все поели!

В первые дни праздника дети с утра обходили дворы односельчан, поздравляли с наступлением Масленицы, побуждали хозяек заняться прямым масленичным делом — печением блинов. В ответ на поздравление ребята требовали угощения:

Ах ты, Домнушка,

Красно солнышко!

Вставай с печи.

Гляди в печь —

Не пора ли блины печь?

Подайте широкой Масленице!

Если хозяйка подавала мало, ребята убегали со словами: «Паршивые блины по аршину длины!»

После обеда дети и подростки собирались на горе и, скатываясь с нее, выкрикивали:

Широкорожая Масленица!

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

Русский человек знал толк в блинах, ценил как обилие их, так и «блинное разнообразие». Блины пеклись из разной муки - пшеничной, ржаной, гречневой, овсяной, ячменной; на дрожжах и на яйцах; большие — во всю сковороду, маленькие с чайное блюдечко: пышные, толстые и тонкие, почти прозрачные. К блинам подавались разные приправы: яйца, сметана, творог, варенье, рыба, икра и всевозможные грибные-овощные блюда.

Блины - это самое простое, примитивное мучное изделие, архаическая форма обрядового хлеба; и символ солнца (по виду и цвету) в преддверии весны, сева; и  поминальная еда, связывающая предков с живыми потомками. Они связаны с идеей плодородия: «Чем больше блинов съешь, тем год „ладнее" будет».

Особое внимание уделялось первому испеченному блину: «На Масленице первый блин - за упокой». В старину первый блин отдавался нищей братии на помин усопших или клался на слуховое окошко для душ родительских. В селах по берегам Онежского озера «блин, испеченный на Масленицу первым, убирали за икону, чтобы дожить до следующей Масленицы».

Масленичное чревоугодие, разумеется, не ограничивалось блинами. По русским привычкам и представлениям о настоящем празднике, стол должен был ломиться от сытной и обильной еды и от хмельных напитков.

Хозяйки не отходили от квашенок и печи круглые сутки, варя „маслянку", или „хворост", целыми бельевыми корзинками; стряпали сдобные калачики, шанежки с творогом и ягодами, „тарочки" с изюмом и вареньями; пекли вафли, заварные калачи, розочки, масляные орешки. Жарили рыбу, делали большие рыбные пироги, рыбное холодное заливное, яичницу, стерляжью и других сортов уху и т. п. Все это заготавливалось для приема бесчисленных гостей.

Как правило, гости не сидели долго. Отведав масленичных яств, они вставали, благодарили хозяев и отправлялись в другой дом, где опять ели и пили. В каждом доме всегда кто-нибудь оставался для приема гостей.

Причина масленичной неумеренности в еде часто видится в желании наесться, «заговеться» на долгий пост. Надо иметь в виду и присущее крестьянину понимание праздничного времени, которое обязательно включает в себя «сплошное столованье» (что недопустимо в будни). 

Что касается еды, то ее в эту неделю не ели, не вкушали, а уничтожали, и это подлинно обрядовое уничтожение. В основе этого явления - магия плодородия: много съели — должен быть богатый урожай.

Вверх

Катание на лошадях

На картинах русских художников Б.Кустодиева, П.Грузинского Масленица - это сани с впряженными в них лошадьми, несущимися во весь опор по зимней дороге под залихватский перезвон колокольчиков на дуге; это снежная пыль из-под копыт, песни и наяривание гармошек, цветастые шали, тулупы нараспашку; свист ветра в ушах и раскрасневшиеся лица.

Катались по своей деревне с заездом в соседние, объезжали целиком приход, состоящий из крупного села и расположенных в его округе деревень. Знаменитые тройки с бубенцами заполоняли города и пригороды.

У поморов Масленицу называли «катальной неделей», так как «гуляние на лошадях (в ряде местностей Терского берега гуляли и на оленях) происходило ежедневно и было обязательным», считалось основным действием масленичного празднества.

Кое-где на Русском Севере само название праздника переносилось на вереницу саней с молодежью. Сани обычно следовали друг за другом, а иногда были связаны, так что получался один длиннющий поезд, ездивший из деревни в деревню, из села в село по всей волости. Въезд такого поезда, ожидавшегося с нетерпением, и назывался встреча Масленицы.

Отличительной особенностью масленичных катаний на лошадях было «красование» девушек и молодых женщин, выражавшееся в демонстрации нарядов, а также в стремлении как можно лучше украсить сбрую лошадей и сани. В Прощеное воскресенье катались на лошадях в самых лучших нарядах, было положено несколько раз менять наряд. Интересны некоторые детали щегольства девушек и молодиц: усаживаясь в сани, они «подвертывали сзади шубу, чтоб показать дорогой мех, и не надевали перчаток, чтоб показать, сколько у них колец».

В один из последних дней Масленицы парни должны были катать приглянувшихся им девушек. «Женихи» из всей округи съезжались в село и переманивали друг у друга будущих невест, загоняя ради них лошадей, стараясь привлечь внимание не только упряжью и конями, но и своей удалью, щедростью, готовностью «выложиться» перед девичьей компанией. Обычай этот нашел отражение в веселых, насмешливых частушках.

Девки, Масленка идет,

Кто нас покатает?

У Петруни за двором

Сивка пропадает.

 

Я о Масленке катался,

Трое саней изломал,

Ворона коня замучил,

А милашку покатал.

 

Не целуй меня на улице —

Целуй меня в сенях.

Не целуй меня в сенях —

Целуй на Маслену в санях!

 

Девочки-беляночки,

Садитесь ко мне в саночки.

Я мальчишка в чуечке,

Прокачу вдоль улочки.

В рамках календарного праздника езде на лошадях (конь олицетворял собой солнце) приписывалась большая магическая сила. «Чем активнее, веселей катание, тем лучше будет урожай». Псковичи увязывали масленичное катание на лошадях с длиной льняного волокна, с интенсивностью роста и качеством льна и конопли. Пришпоривая коней и убыстряя бег саней, они кричали: «Лён-ленок, уродись золотист-шелковист!» Способствовать хорошему росту льна должны были ребятишки, которых специально катали по деревне и которые «расплачивались» за полученное удовольствие многократным выкрикиванием заклинаний: «Чтоб у тебя (имя разрешившего покататься или катающего) лен длинный вырос!».

Вверх

Ледяные горы

Катание на лошадях обычно сменялось катанием с ледяных гор — не менее популярной зимней забавой.

Дети катались с гор в течение всей Масленицы, молодежь и взрослые присоединялись к ним позже, со среды или четверга.

Ожидая Масленицу, готовили «катушки»: заливали водой спуски с гор, холмов, берегов рек и обязательно накатывали их (это задание с удовольствием выполняли дети и подростки). В тех местах, где не было естественных возвышенностей, сооружали деревянные горы.

Катались с гор на санях, салазках, обледенелых рогожах, на залитой водой и подмороженной коровьей шкуре. Дети использовали простые круглые ледяшки — куски льда, приспосабливали старое большое сито - в него набивали сено, а снизу поливали водой и замораживали. Скатываться на таких ледяшках было особенно весело, потому что они вертелись, крутились, правда, удержаться на них непросто, тут нужен определенный навык.

Безусловно, катание с гор — развлечение, полное острых ощущений, радостное и веселое. Но за ним стояло и нечто более серьезное.

По спуску с горы судили о собственной судьбе: кто в первое масленичное катание съехал с ледяной горы благополучно, тому предстоит хороший год; чем дольше и дальше скатишься, тем длиннее будет твоя жизнь. Случалось, престарелый дед просил помочь ему подняться на гору и спуститься с нее. Молодежь, смеясь, подхватывала его под белы руки, поднимала наверх и, усадив на рогожу, осторожно сталкивала с горы. Внизу старика приветствовали: «Ну, дед, с горы съехал благополучно, значит, протянешь еще год, а уж до Светлого Воскресенья непременно доживешь!»

Молодые отцы брали на руки новорожденных (грудных) сынишек и спускались с ними с горы — чтобы наследник хорошо вошел (въехал) в жизнь, был здоровым, сильным, храбрым и скорым на все дела.

С точки зрения земледельца, спуски с ледяных гор призваны были «раскачать» природу, разбудить ее от зимнего сна. Считалось, что от частоты катания, высоты гор, громкости песен и смеха катающихся зависит характер весны и в конечном счете будущий урожай. По длине ската судили о росте льна и конопли. Во всех местах, где выращивали лен, существовала примета относительно мальчишеского спуска с горы в первый день, при встрече Масленицы: кто дальше прокатится, у того в семье лен уродится длиннее, потому ребята, прежде чем скатиться с горы, обычно громко провозглашали: «Качусь на матушкин лен!»

В Масленицу девушкам и парням полагалось много и шумно кататься с гор. У поморов, к примеру, принято было за правило, чтобы у каждой девушки были свои горочные санки, «так как от этого зависела возможность пригласить парня для катания с горы, что имело важное значение в глазах всей группы молодежи». В Поволжье молодые люди «собирали целовки»: парень, усадивший себе на колени девушку и скатившийся в санях с горы, имел право прилюдно её поцеловать. Целовались обычно долго и взасос, отчего к концу Масленицы губы у девушек чернели. 

Вверх

Кулачные бои и  взятие снежного городка

Масленичное веселье включало в себя и силовые игры, среди которых наиболее распространенными были кулачные бои и взятие «снежного городка».

Кулачные бои имели две главные разновидности: бились «сам на сам» (каждый сам за себя, против всех) и «стенка на стенку» (одна группа против другой). В «кулачках», как нередко в народе называлась эта забава, принимало участие практически все мужское население. Устраивались такие бои на «широкой Масленице» — в четверг или пятницу.

Поразмять на Масленичной неделе косточки «в драке кулаками для забавы, для молодечества» одинаково любили и крестьяне, и горожане; кулачные бои в городах и крупных селах нередко принимали грандиозный характер, иногда заканчиваясь и тяжелыми увечьями. У кулачников существовали строгие неписаные правила ведения боя, будь то рукопашная схватка один на один, стенка на стенку, или самый древний вид — «свальный бой» (бойцы одной партии шли на противника не стенкой, а врассыпную). Например, биться следовало «по любви», то есть «не иметь сердца» на противника; за­прещалось бить лежачего, наносить удары сзади, брать в руки предметы, утяжелявшие удар (скажем, кастет, камень). Правила «стеночного» боя включали и такое положение: «лежачий в драку не ходит», что означало: «боец, сбитый на землю и оказавшийся при наступлении противной „стенки" в тылу ее, не имел права встать и снова вступить в бой; для этого ему надо было достичь пределов своей „стенки", обежав вокруг поля боя».

Повсеместно соблюдался особый порядок выхода на бой. Обязателен был ритуальный зачин — «задирание», «похвальба»: перед началом схватки с обеих сторон в адрес друг друга раздавались насмешки с целью раззадорить, задеть противника, вывести его из равновесия. Когда словесная перебранка достигала высшей точки, в бой двумя партиями вступали подростки 12-14 лет. После того как определялся перевес одной из сторон, в бой спешили, защищая своих, «выростки» 15-17 лет, младшие же в обязательном порядке выходили из игры. За «выростками» на поле шли мужики, и тогда начинался «заправский» бой. В нем тоже соблюдалась очередность: первыми в кулачное противоборство вступали «женихи» - холостые парни лет 18-23. Через некоторое время они переходили на фланги двух выступивших вперед рядов взрослых — «женатых». Последних иногда сменяли «старики», особенно если бой принимал опасный характер и «взрослые» не могли вовремя остановиться; и только при появлении на поле «стариков» заканчивали сражение.

Бой иной раз длился несколько часов. По окончании его борцы расходились по домам, горячо обсуждая ход и результаты сражения. Зла обычно никто не держал, и поставленный проигравшими «выкуп» распивался всеми на равных.

Взятие снежного городка - излюбленная потеха сибиряков. Это, так сказать, «визитная карточка» сибирской Масленицы. 

Из снега и ледяных глыб возводились настоящие крепости с арками, башнями, высокими стенами, которые иногда украшались ледяными скульптурами. Чтобы закрепить сооружение, его обливали водой, что, кстати, делало поверхность крепости скользкой и трудной для штурма. Защитники крепости («городка»), вооруженные снежками разной величины — «пулями» и «ядрами», отбивались от нападающих, которые стремились прорваться в укрепление и развалить его - «взять», «сломать город». Штурмующие крепость мальчишки обычно вооружались метлами и помелами.

После взятия городка предводителя атакующей стороны (атамана) нередко купали в проруби. Затем начиналось всеобщее угощение — приносили блины и выставлялось ведро водки, остальная еда — по обстоятельствам и возможностям. В конце концов все с песнями расходились по домам.

Вверх

Чествование молодоженов и «тёщины блины»

 

Повсеместно Масленица считалась праздником молодоженов, ведь от Крещения до Масленицы было время свадеб. Односельчане оценивали и благословляли новые семейные пары, выказывая им внимание и почет. Обряды, в которых участвовали молодожены, призваны были прилюдно продемонстрировать любовь молодых и закрепить их союз.

Происходило это следующим образом. Сани с молодыми подъезжали к горе в то время, когда там собиралось много мужиков и холостых парней. Как только молодой поднимался на гору, мужики кричали: «Молодую такого-то на горку!» Она, услышав приглашение, выходила из саней и, отвесив поклоны на все четыре стороны, шла к ожидающему ее мужу. Поднявшись на гору и еще раз отмерив три низких поклона, молодая жена садилась к супругу на колени, целовала его два или три раза. Собравшиеся на горе, как правило, не довольствовались «такою малою любезностию новобрачных» и держали санки, говоря: «Еще, еще раз, подмажь, ходче пойдет!», заставляя молодоженов целоваться десять раз и более, и только тогда отпускали сани, подтолкнув их. Съехав с горы, они вновь целовались. Все считали количество поцелуев, а называлось это «солить рыжики на пост». По традиции, скатиться по одному разу должны были все молодые пары деревни, села.

Молодые супруги не забывали и про старинный обычай, который известен под названием «Столбы». Состоял он в том, что молодые пары, нарядившись в свадебный наряд, вставали рядами («столбами») по обе стороны деревенской улицы и демонстрировали взаимную любовь. Собравшийся народ рассматривал их, отпуская шуточки или громко расхваливая. Самые близкие кричали: «Порох на губах!», что было требованием поцеловаться. «Покажите, как вы любитесь!» — слышалось из окружающей молодоженов толпы, и они должны были целоваться. «Столбы» продолжались примерно час, потом все отправлялись кататься на лошадях вокруг деревни, что называлось «казать молодых» или «славление молодоженов».

Ещё молодожены, обязательно нарядные, «выезжали на люди» в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе. К тестю и теще, сватам и дружке новобрачные ездили с «отдарками». В качестве таковых часто выступали пряники с узорными надписями, вроде «Кого люблю, того дарю", «От милого подарок дороже золота», «Чин чина почитай, и подарок не забывай», «За все благости наше низкое челобитьице».

Однако самым главным событием, связанным с молодоженами и справляемым по всей Руси, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала (если зять был по душе) настоящий пир. В некоторых местах «тещины блины» приходились на «лакомки», то есть в среду, в других были приурочены к пятнице. Главное внимание уделялось, разумеется, самому молодому, новоиспеченному зятю.

Этому обычаю посвящено огромное количество пословиц, поговорок, анедотов, песен, бытовых сказок. 

Зять на двор ‐ пирог на стол.

У тещи про зятя и ступа доит.

Придет зять, где сметанки взять?

Был у тещи, да рад утекши.

У тещи зять — первый гость, а принят в дом — первый разбойник.

Нет черта в доме — прими зятя.

Так по-разному отразились в пословицах типичные взаимоотношения тещи и зятя.

Традиционные песни на эту тему — в основном шуточные, озорные, часто откровенно скоромные.

Теща про зятя пирог пекла.

Соли да муки — на четыре рубли,

Сахару-изюму — на восемь рублей,

Встал этот пирог — в двенадцать рублей.

Думала теща про всех про гостей,

Зятюшка сел — да в присест пирог съел.

Теща по горенке похаживает,

На мила на зятюшку поглядывает:

- Как тебя, зятюшка, не розорвало?

Как тебя, родимого, горой не навело?

Розорви, розорви тещу мою,

Тещу мою да свояченицу.

Пойдем-ка, тещенька, отгащивать ко мне.

Есть у меня про тещу много пива и вина,

Есть еще про тещеньку три дубины:

Первая дубинушка — березовая,

Вторая дубинушка — еловая,

Третья дубинушка — осиновая.

Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу устраивали «тещины вечерки» - зятья приглашали тещ на блины.

Посещению тещи, особенно в первые для ее дочери годы замужества, предшествовало почетное приглашение — зятю положено было накануне вечером лично пригласить тещу со всей ее родней, а утром прислать за ней нарядных «зватых». Чем больше являлось «зватых», тем больший почет оказывал зять матери своей жены.

Званая теща обязана была с вечера прислать «от себя» все необходимое для печения блинов: сковороду, половник, кадушку для опары, а тесть дарил мешок муки и коровье масло. Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием и было поводом к вечной вражде между тещей и зятем, между родней мужа и родней жены.

«Золовкины посиделки» устраивала новобрачная невестка. Она приглашала в гости своих родственников, ориентируясь на возраст и семейное положение сестер мужа: для золовок-девушек невестка созывала своих подруг-девиц, для замужних — женатые пары.

Вверх

Чучело Масленицы

Принято считать, что обязательной принадлежностью масленичного веселья является соломенная фигура Масленицы. На самом деле это зафиксировано далеко не везде, в Поморье где солома была дефицитом, как и хлеб, обходились без чучела Масленицы, сжигали смоляные бочки. Но там, где чучело изготавливали, оно становилось центральной фигурой и сосредотачивало вокруг себя множество игровых действий. Куклу (чучело) из соломы старались сделать довольно больших размеров. Это могла быть крестообразная перекладина из двух палок, на которые наворачивалась солома, или обычный соломенный сноп. Верхнюю его часть оформляли как голову Масленицы, а нижняя становилась ее «телом». Для увеличения роста Масленицы сноп насаживали на длинный шест. Такую Масленицу наряжали в кафтан, шапку, опоясывали кушаком и «обували» в лапти; в иных местах на нее надевали кофту, сарафан или юбку, «голову» ее повязывали платком, затем усаживали (ставили) в сани и везли под песни на гору. Там происходила встреча Масленицы (в зависимости от местных традиций, в понедельник или четверг). 

Дорогая наша гостья Масленица,

Авдотьюшка Изотьевна,

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, триаршинная,

Лента алая, двуполтинная,

Платок беленький, новомодненький,

Брови черные, наведенные,

Шуба синяя, ластки красные,

Лапти частые, головастые,

Портянки белые, набеленные.

В некоторых местах России наряду с большой Масленицей изготавливали и маленькие, домашние Масленицы, которых называли дочками общей героини Масленичной недели, ее младшими сестренками. Такие соломенные куклы с белым тряпичным лицом выставлялись на окно или во дворе, когда молодые приходили к „теще на блины": они должны были символизировать крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи.

Вверх

Масленичный поезд

Для встречи или проводов Масленицы нередко устраивали специальный поезд — вереницу связанных или следующих друг за другом саней, где на передних возвышалась фигура соломенной Масленицы. 

Масленичный поезд мог иметь такой вид: запрягают десять лошадей в большую повозку. Лошади впрягаются гусем одна за другою: на каждую из них сажают вершника в разорванной одежде, всего выпачканного сажею; один вершник держит большой кнут, другой - метлу; везде, и даже на свои шеи, навязывают коровьи колокольчики и всякие погремушки; кибитку, всю испачканную, увешивают вениками, и сажают в нее пьяного человека, тоже испачканного сажею и в разодранном рубище, облитого пивом; подле него стоит бочонок с пивом, против него — раскрытый сундук со съестными припасами. Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по деревне и затем отправлялся в соседнее село.

Масленица была, наряду со Святками, «театральным сезоном» русских сел, деревень, пригородного и посадского населения. Последние дни масленичной недели доставляли немало удовольствия и тем, кто разыгрывал популярные сценки ряженых, и тем, кто их смотрел. На севере России мужики разыгрывали на морозе сценку о том, как «Масленка парится в бане»: мужик, изображавший Масленку, раздевался донага, брал веник, входил в «лодку» и там парился на потеху публике. В деревнях по реке Чусовой (Пензенский у.) разыгрывалось представление - «Лодка». По воспоминаниям очевидцев, это выглядело следующим образом: «Речное судно  для перевозки грузов (шитик) ставили на сани с длинными полозьями и подсанками. В шитик вставляли мачту и шалаш из рогожи, дно устилали ржаной соломой. Звали это „чёлн Стеньки Разина". Запрягали 5-6 лошадей, всех их укрывали попонами с головой, только одна лошадь с седоком оставалась непокрытой. Вот такой сказочный экипаж веселой компанией прибывал из деревни в деревню. Далеко было слышно пение поезжан: „Из-за острова на стpежень..."». В некоторых севернорусских, уральских, поволжских селениях крестьяне разыгрывали на Масленицу не только «Лодку», но и «Царя Максимилиана», «Мнимого барина», «Пахомушку» и другие пьесы народного театра с множеством действующих лиц, четким распределением ролей, в подготовленных заранее костюмах, с бутафорией из подручных материалов и предметов.

Вверх

Проводы Масленицы

В воскресенье - Прощеный день - устраивали проводы Масленицы. Главным элементом этого дня становился костер. С утра ребятишки и подростки собирали дрова для костра - жечь Масленицу: 

Ельник, березник

На чистый понедельник!

Уж то ли не дрова —

Осиновы дрова,

Березовы дрова!

Подавайте их сюда

На Масленицу,

На горелыцицу!

Молодежь в санях с чучелом Масленицы, с песнями и шумом ездила по окрестным селениям до темноты. А поздно вечером выезжала на поле, засеянное озимым хлебом, и здесь на приготовленном костре сжигали чучело.

Когда Масленицу разрывали, сжигали - «хоронили», то пели (правильнее сказать, голосили) песни:

Прощай, Масленица,

Прощай, красная!

Наступает Великий пост,

Дадут нам редьки хвост.

А мы редьку не берем,

Кота за уши дерем!

 

Ай, Масленица,

Обманщица!

До поста довела –

Сама удрала!

Масленица, воротись!

В новый год покажись!

А мы Масленицу прокатали,

Мы в ямочку ее закопали.

Лежи, Масленица, до налетья...

У костра собиралось много народу. С Масленицей прощались и в шутку и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли: «Масленица, прощай! А на тот год опять приезжай!». Девушки жалобными голосами выводили: «Сударыня-Масленица, протянися!». Парни же выкрикивали, поджигая костер: «Убирайся вон, рваная старуха, грязная! Убирайся вон, пока цела!».

В костер кидали оставшиеся блины: «Гори, блины, гори, Масленица!». Детям, наблюдавшим, как пламя поглощает последние блины, а иногда и вылитое в него молоко, объясняли: «Не будет больше блинов, молочка, маслица — все сгорело! Потерпите до Пасхи».

Парни, мальчишки, веселящиеся вокруг костра, нарочно перемазывались сажей и старали,сь других выпачкать, в первую очередь, конечно же, девушек. К ним присоединялись зятья, молодые мужики, которым доставляло большое удовольствие мазануть сажей тещ: «Теща, люли, поджаривай блины!»

Затухающий костер был знаком к окончанию веселья, шуток, беснований у огня, катаний с гор и на лошадях. Смолкали масленичные песни - до следующего года. Однако настоящим финалом обряда Масленицы было растаскивание золы, остатков костра. Их разбрасывали по огородам и полям, передавая «горячность» и силу масленичного огня еще холодной, не пробудившейся земле.

Последним актом масленичного празднества был ритуал прощения-прощания, давший название завершающему дню - Прощеное воскресенье.

Прощаясь, люди как бы перекидывали мостик от веселой широкой Масленицы к строгому Великому посту.

В народном названии воскресенья соединились два смысла: простить (дать, получить прощение) и проститься (прощаться). В преддверии Великого поста люди, стремясь очиститься от всего греховного, просили друг у друга прощение.

Младшие приходили к старшим и по очереди, начиная с детей, кланялись и произносили: «Простите меня, пожалуйста, буде в чем виноват перед вами», «Прости, Христа ради, в чем я пред тобой согрешил». В ответ звучало: «Прости и ты меня», «Бог простит, и мы прощаем». Последним просил прощение у всего рода, семьи самый старший. Придя к соседям или друзьям, становились около дверей на колени и, обращаясь к хозяевам, говорили: «Простите меня со всем вашим семейством, в чем я нагрубил вам за этот год». Хозяева и все находящиеся в доме отвечали: «Бог вас простит, и мы тут же». После этого обнимались, троекратно целовались, и хозяева предлагали угощение. В семейном кругу перед ритуалом прощения-прощания устраивался ужин, за которым обязательным последним блюдом была яичница.

В Прощеное воскресенье во многих местах посещали кладбища, оставляли на могилах блины и, поклонясь праху родных, просили у них прощение.

За Масленицей начинается другой, новый виток жизни. Люди вступали в долгий Великий пост, символически повторяя, проживая путь Христа на Голгофу и к Светлому Воскресению.

Вверх

Все, что вы хотели знать о блинах

Рецепты блинов

На опаре

Это традиционные, классические русские масленичные блины. Чтобы их приготовить, берем: на 500 г пшеничной муки - два с половиной стакана молока, полторы столовой ложки масла, 1 яйцо, столовую ложку сахара, половину чайной ложки соли, 25 г дрожжей.

Ставим опару: в стакане теплой воды разводим дрожжи, всыпаем половину муки, размешиваем до получения однородной массы, накрываем чистой салфеткой и ставим в теплое место на час-полтора. Когда опара подойдет, кладем соль, сахар, яичные желтки, растопленное масло (сливочное, растительное или маргарин), размешиваем и постепенно всыпаем оставшуюся муку, тщательно вымешивая тесто. Затем разводим теплым молоком: вливаем его постепенно и все время перемешиваем. Накрываем тесто салфеткой, ставим в теплое место. Как поднимется - размешиваем, чтобы осело. Снова ставим в тепло и даем еще раз подняться. Тогда добавляем взбитые в пену белки. Как только тесто снова поднимется, сразу же начинаем печь. К масленичным блинам подаем растопленное масло, сметану, соленую рыбу икру.

Скорые

Для них не требуется ни дрожжевой опары, ни времени на подход. Замешали тесто — и на сковородку!

3 яичных желтка разводим молоком (полтора стакана), кладем чайную ложку сахара и четверть чайной ложки соли, полтора стакана муки.

Замешиваем крутое тесто. Теперь постепенно вливаем остальное молоко (всего потребуется почти литр). Когда тесто станет однородным, добавляем взбитые белки от 3-х яиц, последний раз перемешиваем и печем, подмазывая сковороду топленым или растопленным сливочным маслом.

Красиво раскладываем блинчики на большом блюде, подаем с медом, вареньем, сметаной, творогом. А можно отдельно приготовить начинку из рубленой ветчины или отварного мяса, пропущенного через мясорубку и обжаренного с луком. Перемешиваем, кладем рубленую зелень, солим и перчим, разводим сметаной, густым кефиром или йогуртом. На каждый блинчик кладем 1-1,5 столовой ложки начинки, сворачиваем конвертом, подаем со сметаной и рубленой зеленью. Вариант, строго говоря, не масленичный, но тоже очень вкусный!

Блины «Хозяюшка»

2 стакана муки, по стакану кефира и молока, 1 яйцо, 2 чайные ложки сахара, соль по вкусу, сода, растительное масло.

Смешиваем кефир и молоко, всыпаем муку, замешиваем тесто консистенции негустой сметаны. Добавляем яйцо, соль, сахар, соду на кончике ножа, затем еще раз все вместе хорошо перемешиваем. Чтобы блины не приставали к сковороде, вливаем с полстакана или поменьше растительного масла. Снова перемешиваем, выпекаем тоненькие блинчики, к ним подаем сметану, варенье, джем, мед.

С припеками

Оригинальные и сытные блины! Тут тебе и блинчик, и гарнир.

400 г муки, 0,5 л молока, 40 г топленого масла, 2-3 яйца, 20 г дрожжей, 15 г сахара, полчайной ложки соли.

Из 250 г муки и половины молока замешиваем опару, ставим в теплое место. Когда поднимется, делаем в опаре лунку, вливаем в нее оставшееся подогретое молоко с маслом, всыпаем муку, соль, сахар, кладем яйца, все хорошо перемешиваем.

Тем временем готовим припеки. Они могут быть самыми различными: жареные грибы с луком; жареное или отварное мясо, измельченное в мясорубке или нарезанное ломтиками; рубленые яйца с луком; измельченная мякоть отварной или жареной рыбы; измельченные сердце, печень или любые овощи, обжаренные с луком, и т.п. Самый простой способ приготовления блинов с припеком: разложить припеки на сковороде, залить тестом, поставить на огонь. Лучше не переворачивать, а довести до готовности в духовке. Другой вариант: на разогретую и смазанную маслом сковороду наливаем теста меньше, чем обычно. Когда блин зарумянится снизу, кладем припек, заливаем новой порцией теста, так, чтобы припек оказался внутри. Переворачиваем на другую сторону, жарим, как обычно. 

Блины овсяные «Валерия»

2 стакана хлопьев геркулеса, 2 стакана кипятка, 2 яйца, полтора кубика куриного бульона, масло для жаренья, луковица.

Геркулес заливаем кипятком и на время оставляем, чтобы крупа набухла. Измельченный лук пассеруем на сковороде в масле. Бульонные кубики растираем. В остывшие хлопья вбиваем яйца, добавляем лук и порошок из кубика, хорошо перемешиваем. Наливаем ложкой на горячую сковороду, выпекаем с двух сторон. К блинам подаем масло, сметану.

Блинная закуска «Проводы зимы»

400 г муки, 0,5 л молока, 2-3 столовые ложки растительного масла, 2 яйца, 2 столовые ложки сахара, чайная ложка соли. Для начинки: разделанное филе селедки, крутые яйца, вареное мясо, шпик или копченое сало, зелень укропа и петрушки, яичные белки.

В идеале нужно подать блинную закуску на порционных сковородках, каждая на 3 блина. Но можно, конечно, переложить блины на тарелочки. Главное вот в чем: каждая порция закуски состоит из трех блинчиков с разными начинками.

Блины готовим так: яйца, сахар, соль смешиваем, взбиваем, добавляем молоко, затем муку. Хорошо перемешиваем, вливаем растительное масло. Блины выпекаем на хорошо разогретой сковороде обычным способом. На первый блин кладем начинку из рубленой сельди, смешанной с измельченным крутым яйцом и зеленым луком (можно заправить растительным маслом).

На второй - промолотое или мелко порезанное вареное мясо (его можно заправить майонезом или обжаренным в масле репчатым луком). На третий - копченое сало, порезанное мелкими кусочками (его можно приправить соусом «хрен» или горчицей).

Блины заворачиваем, укладываем этих «трех богатырей» на сковороду, смазанную маслом, покрываем взбитыми яичными белками, присаливаем, посыпаем рубленой зеленью и ставим на 5 минут в духовку, чтобы белки «прихватились» и зарумянились. Годятся для начинки также любые фарши, овощи, рис, грибы, квашеная капуста.

Шведский блинчатый пирог

По столовой ложке лука, зелени петрушки и масла для жарки, стакан измельченного мяса, 1 желток для начинки и 2 - для соуса, соль, перец по вкусу, полстакана сметаны для соуса.

Обжариваем в разогретом масле измельченный репчатый лук и зелень петрушки. Добавляем стакан заранее отваренного или пожаренного мяса, провернутого через мясорубку. Хорошо перемешиваем, даем немного остыть, заправляем яичным желтком, солью и перцем. Испеченные блинчики укладываем один поверх другого, покрывая каждый подготовленной начинкой, кладем в жаростойкую посуду, смазанную маслом, заливаем соусом (сметана, взбитая с яичными желтками и солью) и запекаем с полчаса в духовке на среднем жару. На гарнир предлагаем зеленый или овощной салат.

Румынские: пикантные трубочки

Печем тонкие блинчики по любому рецепту, но без сахара. Для начинки растираем творог со сметаной, яйцом, мукой и солью, покрываем блинчики. Загибаем у каждого два противоположных края внутрь, затем сворачиваем в трубку. Укладываем в керамическую форму, заливаем сметаной, разведенной подсоленным молоком, посыпаем тертым сыром и запекаем полча­са в духовке.

Для начинки: 300 г творога, 1 яйцо, столовая ложка сметаны, чайная ложка муки, соль. Для соуса: стакан сметаны, по половине стакана молока и тертого сыра.

Французские: лёгкие

Молоко (300 мл) разводим теплой водой (200 мл), вливаем в просеянную муку (250 г), перемешиваем, добавляем столовую ложку растопленного сливочного масла и большую щепоть соли. Снова хорошо перемешиваем и даем час постоять. Затем кладем еще 100 г растопленного сливочного масла, 5 яичных желтков и 5 белков, взбитых в крутую пену и слегка подсоленных. Размешиваем, пока тесто не станет однородным и светлым.

Жарим блинчики, как обычно, в разогретом масле, с обеих сторон, посыпаем каждый сахаром. Можно взять вместо сахара варенье или густую сметану - тогда сворачиваем блинчики трубочкой.

Венгерские: с капустой

Небольшой кочан белокочанной капусты мелко рубим, обдаем кипятком, затем холодной водой. Отжимаем, посыпаем солью и перцем, тушим на сковороде в растопленном сливочном или растительном масле.

По обычному рецепту готовим блинное тесто, только чуть более соленое. Кладем в него подготовленную капусту, хорошо перемешиваем и печем блины, немного потолще, чем легкие блинчики. Не сворачивая, выкладываем на блюдо один на другой. К таким блинам можно предложить томатный соус или сметану. 

Блины в вопросах и ответах

Зачем нужно обминать опару?

Чтобы удалить из теста часть углекислого газа, образующегося при брожении, и заменить его воздухом — тесто поднимется быстрее, блины получатся более рыхлыми, пышными.

Можно ли для  экономии  времени поставить опару с вечера?

Не стоит: если опара перестаивает, молочнокислые бактерии размножаются и подавляют сахаристые вещества, превращая их в молочную кислоту, она придаст блинам неприятный кислый привкус. Для правильного подхода достаточно 3-3,5 часа.

Зачем просеивать муку?

Чтобы удалить возможные примеси, а главное — насытить ее воздухом, чтобы стала легкой и пышной. К тому же пр,осеянная мука приобретает однородную плотность, теперь ее можно отмерять с необходимой точностью.

На чем лучше ставить опару  - на молоке или воде?

Особенно рыхлыми и пухлыми получаются блины, когда опара замешана на воде, но на молоке блины вкуснее и нежнее: молоко делает тесто более вязким и пластичным, активизирует его рыхление, т.к. «подкрепляет» спиртовое брожение, вызванное дрожжами, молочнокислым.

Что делать, если белки взбиваются плохо?

Прежде всего проверить чистоту посуды, в которой вы их взбиваете — на ее стенках могут остаться невидимые глазу следы жира, тогда «пиши пропало», белки не поднимутся. Профессиональные кулинары, прежде чем выбить яйцо, протирают охлажденную миску, даже сверкающую чистотой на вид, долькой лимона. Кстати говоря, капелька лимонного сока способствует быстрому взбиванию белков. Желтки, напротив, нужно растирать с сахаром и в теплом помещении.

И вторая опасность: нельзя, чтобы в отделенные белки попала хоть капля желтка, тогда взбить их будет невозможно. Чтобы такого не случилось, можно воспользоваться специальной ложечкой: желток она удержит в углублении, а белок пропустит в миску.

Если по рецепту нужно ввести в тесто взбитые белки и  взбитые сливки, что класть прежде?

Сначала взбитые белки смешайте со взбитыми сливками, а затем все вместе добавляйте в тесто.

Что делать, если тесто получилось слишком густым?

Не пытайтесь разводить его молоком — можете совсем нарушить консистенцию! Отделите в миску 2-3 ложки густого теста, размешайте их с молоком (чуть жиже, чем нужно) и влейте в общую массу. Если нужного эффекта не добились, можно сделать это еще раз.

Как определить, свежие ли дрожжи?

Они должны быть мягкими на ощупь и иметь легкий запах спирта.

Каково соотношение свежих и сухих дрожжей?

20 г сухих дрожжей = 50 г свежих. Чтобы растворить сухие дрожжи, посыпьте их сахаром и смочите теплой водой. Кстати, сахар не повредит и свежим или замороженным дрожжам.

Чтобы блины удались, нужны: 

-сухая, просеянная мука высокого качества;

-свежие дрожжи;

-отдельные сковородки (2 штуки) для жарки блинов;

-растопленное топленое масло для подмазки блинов и растительное - для смазки сковородок,

-соль, сахар, молоко, подогретое до 35-40 градусов;

-если используем не свежие, а сухие дрожжи, разводим их в точности по инструкции на упаковке;

-масло на сковородку не наливаем - оно помешает тесту растечься ровным слоем, а только подмазываем сковороду половинкой луковицы на вилке, которую перед каждым блином окунаем в растительное масло;

-на всех этапах приготовления тесто взбиваем, перемешиваем, тщательно растираем, чтобы не было комочков;

-готовые блины складываем стопкой в глубокую миску, промазывая каждый растопленным маслом;

-к столу подаем также с растопленным маслом, сметаной, красной рыбой, икрой или с медом, вареньем, ягодами и дольками фруктов из домашних заготовок;

-от масленичного стола, как говорится, не оторваться. Все так вкусно и так обильно! Но зато это последний «праздник еды» перед долгим и суровым Великим постом, так что не грех и поесть в волю!   

Вверх 

Сценарии проведения масленицы

Печерская, А. Н.  Масленица // Печерская, А. Н. Праздники в детском саду: Сценарии, игры, викторины. &‐ М.: Росмэн, 2000. – С.35-42.

Розанова, Е. Г.  Широкая масленица // Розанова, Е. Г.  Праздники в школе и дома: Сценарии, викторины, игры. – М.: Росмэн, 2000. ‐ С. 88-94.

Шангина, И. И. «Широкая масленица»: Материал к празднику // Шангина, И. И.  Русские дети и их игры. – СПб.: Искусство-СПБ, 2000. – С. 222-336. 

Сценарий праздника «Масленица»

http://www.metodkabinet.eu/BGM/Szenarii/Szenari_Masleniza.htm

Сценарий масленицы 

http://www.prazdnitsa.ru/content/scenarios/shrovetide.html

Сценарий праздника 

http://allscenarios.ucoz.ru/index/maslenica/0-13

Сценарий праздника «Масленица» 

http://sc-pr.ru/masl/308-masl_4.html

Сценарий праздника «Широкая масленица» 

http://pozdravlenija.at.ua/index/scenarij_maslenicy_quot_shirokaja_maslenica_quot/0-526

Подборка сценариев 

http://scenary.at.ua/load/scenarii_scenarii/scenarii_maslenica/54

Список литературы

Лаврентьева, Л. С. Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор / Л. С. Лаврентьева, Ю. И. Смирнов. &‐ СПб.: Паритет, 2004. – С.285-289.   

Миловский, А. С. «Не житьё, а Масленица!» // Миловский, А. С. Песнь жар-птицы: Рассказы о народных праздниках. – М.: Дет. лит., 1987. – С. 174-190.

Некрылова, А. Ф.  Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII - начало XX века. – 2 изд., доп. - Л.: Искусство, 1988. – С. 16-20.

Панкеев, И. А. Обычаи и традиции русского народа. – 2 изд. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. – С. 364-370.

Снегирев, И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Ч. 1. – М.: Сов. Россия, 1990. – С. 67-76. – (Библиотечка «В помощь клубному работнику»).

Санжарова, О. Масленица // Крестьянка. – 2010. - № 2. – С.30-33.

Юнина, А. Весёлые проводы // Будь здоров!. – 2002. - № 3. – С. 70-73.

Полонский, О. Гуляй – не хочу? Март // Смена. – 2000. - № 3. – С. 270-275.

Августин (Никитин), архимандрит Масленица // Нева. – 1998. - № 2. – С. 214-216.

Круглов, Ю. Весна! Весна красная! // Наука и жизнь. – 1992. - № 4. – С. 120-122.

 

 


Составитель: Светлана Смычкова, библиотекарь городской библиотеки им. Л.А.Гладиной.

 
Понравилcя материал? Поделись с друзьями!
Читать подано
Рафик Шами «Секрет каллиграфа»

   

Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика