Главная
Голосование
Что для Вас детективы?
 
Поиск по сайту

Радоница

Радоницкая неделя (Радуницкая неделя, в христианстве - Фомина неделя) - праздничная неделя, начинавшаяся в следующее после Пасхи воскресенье (Красная горка, Фомино воскресенье), а заканчивающаяся в субботу. На этой неделе выделяются два дня - воскресенье, называемое чаще всего Красная горка, и вторник - Радоница. «На этой неделе люд крещёный с покойничками христосуется», проводятся «радостные весенние поминки». В эти же дни принято одаривать «богоданную» родню зятьям да невесткам. Также эти дни слывут свадебными.

В 2012 году: Радоницкая неделя – с 22 по 28 апреля; Красная горка –-22 апреля; Радоница – 24 апреля. 

Радоница

Важнейшим эпизодом пасхальных торжеств в России было поминовение усопших. Оно начиналось еще с первого дня Пасхи, когда прихожане, не заходя после заутрени домой, прямо из церкви направлялись на кладбище. Здесь они «христосовались» с покойными, поздравляли их с Воскресением Христовым. На могилах оставляли кое-что из освященной пасхальной пищи, крошили яйца. Крашеные яйца также частенько катали по могильной насыпи, а затем зарывали их у изголовья могилы. Но основным поминальным днем в пасхальный период все же была Радоница (Радуница), отмечаемая во вторник на Фоминой неделе, т.е. во вторник после пасхальной недели.

Радоница (Радуница, Радужный вторник) - это название (от слова «радость») указывает на радостную весть о Воскресении Христовом, с которой приходят на могилы умерших. Радоница как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная жизнью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

На Радоницу на кладбищах устраивали трапезу с вином и угощением. На могилы крошили еду, лили напитки; сами ели и выпивали, женщины причитали по умершим. Печаль постепенно переходила в веселье, вечер зачастую оканчивался плясками. Недаром говорили: «На радоницу утром пашут (то есть работают), днем плачут, а по обедне - скачут». Игры, сопровождавшие праздник Радоницы, были запрещены церковью еще в XIV веке. В связи с этим Радоница дожила до наших дней лишь как праздник поминовения умерших, причем в одних местах было принято ходить на кладбище, а в других - нет. В этот день в церковь приходило много народа и служили панихиды. После обедни бывала общая лития (малая панихида) по усопшим, по окончании которой все возвращались домой. В домах к этому времени был приготовлен обед с выпивкой.

Вот как праздновали Радоницу в разных местностях. Николай Николаевич Старченко вспоминает: «На Радоницу в нашей брянской деревне Осинке все одевались так же празднично, как и на Пасху, и в одиннадцать-двенадцать часов дня шли на кладбище «застилать могилки». Застилали домоткаными вышитыми, самыми лучшими скатертями, на кресты вешали такие же красивые, расписанные ярко-цветной вышивкой полотенца-рушники. Помню, мальчонкой я спросил у своей бабушки Марьи, почему именно рушники вешают на крест. Она пояснила: «Да он же с нами, людями, от самого рожденья до самой могилы». Родился ребенок - его принимают на рушник. Рушником перевязывают руки молодых на свадьбе, стелют «дорогу» в доме от порога к столу, повязывают сватов. Провожая в дальнюю дорогу, мать дает сыну все тот же рушник - на счастье. На нем заканчивает человек и свой последний путь - по давнему обычаю гроб на кладбище несут на длинных рушниках. И на кресте потом тоже висит рушник... 

Нечего и говорить, что еще за день-два до Радоницы все могилы были подправлены, прибраны, ограды подкрашены, врыты новые скамейки, если старые сгнили. На скамейках-лавочках и оставались сидеть, разговаривая, наши бабушки и мамы, а мы, детвора, с отцами и дедами спешили к лесной поляне на краю кладбища, где уже горел большой костёр и шла азартная игра «навбитки»: крашеное куриное яйцо ударялось о такое же, и треснувшее яйцо отдавалось выигравшему. Завзятые игроки таким образом могли выиграть несколько десятков яиц.

Наигравшись «навбитки», побегав и попрыгав вокруг костра, мы снова возвращались к своим. Наши деревенские певчие, пожилые и молодые женщины с хорошими голосами, трижды обходили по кругу кладбище с церковными песнопениями. Разговаривали, вспоминали добрым словом усопших, и тихая, грустная радость Радоницы проникала в наши детские души».

Празднование Радоницы в Вологодской области.

В Вологодской области на Радоницу в церкви бывало много народа, больше даже, чем в иные праздники. С собой приносили пироги и сосуды с пивом. Все это ставилось на время службы к алтарю. Там, где это было принято, после службы большинство отправлялось на могилы помянуть усопших, т.е. разделить с ними трапезу, в знак чего на могиле оставлялись яйца. Девушки и женщины плакали и причитали у могил тех, кто ушел из жизни недавно. В некоторых волостях Устюгского, Тотемского и Вельского уездов все жители во вторник Фоминой недели торопились после церковной поминальной службы на могилы своих родных, как они сами выражались, "похристосоваться" со своими "родителями", кланялись "челом в землю", произнося: "Христос Воскресе" и клали к ним на могилы крашеные в красный цвет  яйца и пироги и потом "вкушали от принесенного, как бы разделяя трапезу с усопшими". Крестьяне говорили, что "на Пасху живые разговляются, а покойники на Радуницу. Не угости честь-честью покойного родителя о Радонице - самого на том свете никто не помянет, не угостит, не порадует".

На Урале в канун Радоницы (вечером в понедельник) топили баню для предков и приготовляли для них мыло, веник, шайку и белье, сами в баню не ходили. На следующий день кто-то из семьи шёл с кутьёй в церковь, а дома готовили обед, который ставили на стол и уходили в соседнюю комнату, как бы предоставляя умершим возможность самим участвовать в застолье. Из окна спускали полотенце – дорожку для душ умерших. Дверь запирали. Обед для семьи подавался позднее.

Окликание дождя

В этот день детвора «окликала» первый весенний дождь. С самого утра следили за облаками и тучами на небе. Старики утверждали, что не бывает такого радоницкого вторника, в который не капнуло хотя бы одной капельки дождя. При виде облачка ребята выкрикивала:

Дождик, дождик! Снаряжайся на показ.

Дождик, припусти, мы поедем во кусты, во Казань побывать, в Астрахань погулять.

Поливай, дождь, на бабину рожь, на дедову пшеницу, на девкин лен поливай ведром.

Дождь, дождь, припусти посильней, поскорей, нас, ребят, обогрей!

Если после закличек начинался дождь, то все окликальщики наперебой кидались умываться «небесной водицей», - что, по словам стариков, должно приносить счастье. Если же в этот день ударит первый весенний гром, то молодые женщины и девушки умывались дождём через серебряные и золотые кольца. Считалось, что этим сохраняется красота и молодость. 

Узнайте больше

Лаврентьева, Л. С.  Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор/ Л. С. Лаврентьева, Ю. И. Смирнов. – СПб.: Паритет, 2004. – С.299-300.

Старченко, Н. Н.  Утро Радоницы // Русский Дом. – 2002. - № 5. – С. 33. 


Составитель: С.Смычкова, библиотекарь библиотеки имени Л.А.Гладиной.

 
Понравилcя материал? Поделись с друзьями!
Читать подано
Камилла Лэкберг «Запах соли, крики птиц»
    
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика