Главная
Голосование
Какие мероприятия Вы активно посещаете в библиотеке?
 
Поиск по сайту

Дед Мороз и его коллеги

У него много имен и обличий. В Японии его зовут Одзи-сан, в Румынии - Мош Джарилэ, в Эстонии - Йыулувана, в Узбекистане - Кербобо, в Финляндии - Йоулупукки... Мордовский Нишке - пчельник, голландский Синтер Клаас - трубочист, а якутский Чизхан и вовсе рогат, как бык! Вы, конечно же, догадались, что речь идет о волшебном новогоднем старике, которого в наших краях величают Дедом Морозом.

Если Вы считаете, что это исконно русский персонаж, главной заботой которого являются новогодние подарки, то вы очень ошибаетесь. В преданиях восточных славян существовали похожие фигуры: например, Морозко (Мороз, Студенец, Трескун) – дух холода. Наиболее известный образ этого духа запечатлен в народной сказке «Морозко» и поэме Н. Некрасова «Мороз, Красный Нос»:  

 

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит, хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли.

Идет – по деревьям шагает,

Трещит по замерзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде.

 

Наши предки представляли себе Мороза стариком с длинной седой бородой. От удара его посоха ударял трескучий мороз. Он покрывал деревенские окна дивными узорами, превращал реки и озера в зеркальную гладь. Встречая человека, Мороз мог его заморозить насмерть или щедро одарить, это зависело от стойкости самого человека. Считалось, что всю зиму у Мороза очень много дел, он несет свой дозор по лесам и полям, помогает растениям и животным приспособиться к суровой студеной зиме. 

А вот сегодняшний Дед Мороз, тот самый новогодний даритель, появился в России сравнительно недавно, в конце XIX - начале XX веков под влиянием западноевропейских обычаев (Санта-Клаус и т.д.) и имеет своего реального прототипа. Им считают архиепископа Николая, который жил в III веке. Это был очень добрый человек, который помогал бедным, проявляя особую заботу о детишках. Существует предание, что однажды Николай услышал жалобы крестьянина, которому приходилось так туго, что он собирался отдавать своих дочерей. Бедный человек очень сокрушался, но не видел никакого выхода, так как страдал от крайней нищеты. Николай пробрался в его дом и засунул в дымоход большой мешок с монетами. В печи в это время сушились чулочки и башмачки дочерей крестьянина. Можете себе представить радость девочек, когда они на следующее утро обнаружили в печи свои чулки и башмачки, доверху набитые золотыми монетами… С тех пор во многих европейских странах сложился обычай прятать в чулки маленькие сюрпризы "от Святого Николая" для своих детишек.

Коллеги Деда Мороза

Санта Клаус - США.

Седые волосы, опрятная борода и усы. Красные куртка, штаны и шапка-колпак. Тёмный кожаный пояс обтягивает толстое брюшко. По сути это эльф-жизнелюб. Чаще всего на носу у него очки, а во рту - дымящаяся трубочка (в последние годы старается не «нажимать» на этот элемент образа). Ездит в оленьей упряжке и подбрасывает подарки в башмаки и чулки, оставленные возле камина.

Имя «Санта Клаус» впервые появилось в прессе в 1773 году. За основу образа взят Святой Николай. Первое литературное описание образа принадлежит Уильяму Джилли, опубликовавшему в 1821 году стихотворение «Santeclaus». В 1823 году преподаватель семинарии Элемент Кларк Мур сочинил стихотворение "Рождество на пороге, или Визит  Санта-Клауса", в котором изобразил Санту добрым эльфом, приезжающим на восьми оленях и проникающим в дом через дымоход. В 1862 году Санта Клаус впервые появился на обложках журнала. Карикатурист Томас Наст нарисовал его в черно-белых красках и поселил Санту на Северном Полюсе (в Лапландию он "перебрался" в XX веке). Красную шубу сказочному дедушке пожаловал в 1885 году издатель Луис Пранг, который перенес в Америку викторианскую традицию рождественских поздравительных открыток, выполненных в технике цветной литографии. Так Санта сменил меха, в которые его нарядил Наст, на добротный ярко-красный наряд. 

Йоулупукки - Финляндия.

Йоулупукки в переводе с финского означает «Йольский козёл». Традиция этого имени пришла ещё из Средневековья, когда подарки на Йоль, праздник зимнего солнцестояния, разносил именно Йольский козёл. Позднее с приходом и утверждением христианства его сменил Святой Николай, а имя осталось. Сейчас Йоулупукки выглядит как привычный всем Санта-Клаус с белой бородой, в красной шубе и шапке. Но ещё в XIX веке его изображали в козлиной шкуре и иногда даже с маленькими рожками. Летом Йоулупукки живет на горе Корватунтури. У этой горы три уха. Они улавливают малейшие изменения в жизни любого ребенка. И они первыми сообщают Санте, кто перестал верить в Рождественское чудо. Говорят, что в эти моменты над Корватунтури идет звездный дождь, а страничка с рассказом о повзрослевшем ребенке становится белой. У Йоулупукки есть жена - Муори - олицетворение зимы. В помощниках у Йоулупукки служат гномы, которые в течение года сидят в «Пещерах Эха» и слушают, как себя ведут дети во всем мире, а перед Рождеством разбирают рождественскую почту, помогают готовить и упаковывать подарки.

Пер НоэльФранция.

По традиции Пер Ноэль, приехав к дому на осле в деревянных башмаках и с корзиной подарков, проникает через дымоход в дом, раскладывая подарки в обувь, оставленную перед камином. Приходит он не один, а с Шаландом – бородатым стариком в меховой шапке и теплом дорожном плаще. Пер Ноэль одаривает "хороших" детей, а для непослушных и ленивых в корзине Шаланда спрятаны розги. Чтобы задобрить Шаланда, дети поют: "К нам пришел Шаланд в остроконечной шапке, с соломенной бородой. Теперь у нас вдоволь орехов и вкусных булочек до самого Нового года!"

Юлебукк - традиционный новогодний и рождественский персонаж в Норвегии и Швеции.

Этот волшебник больше похож на гнома или на домового, чем на русского Деда Мороза. Его одежда состоит из деревянных башмачков, штанишек до колен, рубахи, жилета, гольфов и непременно колпака. Он живет в маленьком домике в лесу, целый год мастерит подарки и, как настоящий норвежец и гном, любит кашу и пиво. В декабре он перебирается поближе к людям. Ездит на тележке, запряженной лисами. Юлебукка сопровождает волшебная праздничная коза, которая тоже разносит подарки и несет людям благословение и благосостояние. Эту козу дети ждут с нетерпением и специально для нее кладут в свою обувь колосья овса.

Синтаклаас, Синтеркласс - Голландия.

Приплывает на пароходе из Испании в сопровождении чернокожих слуг - Питов. Дарит подарки. У Синтаклааса есть большая книга, где описаны все подарки всем детям, их имена и адреса. Но Синтаклаас слушается только родителей, поэтому дети должны все письма и пожелания передавать через них.

Баббо Натале и фея Бефана - Италия.  

Внешне Баббо Натале очень похож на Санта-Клауса. Он одет в красный костюм, у него большая белая борода, а путешествует он на салазках, запряженных северными оленями. Рождественской ночью Баббо Натале через печную трубу проникает в дом, где для него оставляют немного молока и сладостей «для подкрепления», и одаривает тех, кто заранее написал ему письмо с пожеланиями. Излюбленной героиней итальянских новогодних праздников является также полуфея-полуколдунья Бефана. Ее внешний облик напоминает российскую Бабу Ягу - нос крючком, большие, выступающие вперед зубы; одета Бефана в остроконечную шляпу, длинный плащ и дырявые шерстяные чулки. На спине она носит мешочек с шоколадом и угольками. Перемещается она с крыши на крышу прыжками, на лошади или метле. По легенде, она одаривает тех детей, которые хорошо себя вели в течение года сладостями, орехами, каштанами и медом, тем же, кто был непослушен, она приносит уголь, луковицы и чеснок.

Василий Греция, Кипр.

1 января – День Святого Василия. Василис объезжает города и села на ослике, разбрасывая «на счастье» сушеные плоды. Кульминация праздника – поедание вкусного пирога «василопита», в который Василис спрятал монетку. Кому попадет, тому и удача в новом году светит. Дети пишут своему волшебнику: «Святой Василий, приходи, счастье подари, исполни все мои желанья».

Микулаш - Чехия, Словакия.  

Приходит в ночь с 5 на 6 декабря, накануне дня Святого Николая. Внешне похож на нашего Деда Мороза: та же длинная шуба, шапка, посох с закрученным в спираль верхом. Только вот подарки он приносит не в мешке, а в заплечном коробе. Да и сопровождает его не Снегурочка, а ангел в белоснежной одежде и лохматый чертёнок. Раньше в шествии участвовало гораздо больше персонажей: трубочист, крестьянин с крестьянкой, гусары и даже смерть. Но со временем остались черт и ангел. Черт носит с собой черный список с фамилиями детей-проказников, а ангел – белый с именами послушных ребят. Микулаш внимательно изучает записи своих товарищей и решает, кому из малышей он подарит заветный подарок. Вредных и баловных детей часто пугают тем, что их заберет Черт, или они за плохое поведение получат угли вместо тех сладостей, которые раздает Микулаш. Если дети весь год вели себя хорошо, то обычно они получают конфеты, пряники и орехи. Впрочем, у Микулаша можно вымолить и индульгенцию, спев ему песенку или рассказав стишок.

Кое-где вместо Микулаша появлялась так назваемая Микулашка, или по-другому мама Микулаша, которая ругала детей за непослушание, учила их уважать старших и правильно молиться. Считается, что она была строже, чем Микулаш. И вместо подарков лупила всех метлой.

Но есть в Чехии еще один сказочный персонаж, ежегодно радующий детей подарками. Непосредственно в Рождество чешским детям подарки под елку подкладывает сам Иисус, в виде младенца. Его зовут Ежишек (Ёжишек) или Езулатко. Наверняка это самый скромный новогодний персонаж в мире. Подбрасывая подарки в дома детей, Ежишек внимательно следит, чтобы его никто не увидел. Видимо именно по этой причине о внешности этого добряка ничего не известно. Зато, лишь звякнет на ёлочке рождественский колокольчик, тысячи чешских и словацких детей устремляются смотреть доставшиеся им подарки. «Кто это принёс?» – спросит иной несмышлёный малыш. «Конечно, Ежишек!» – отвечают счастливые родители. Кстати, в Чехии создан целый культ Ежишку, которого изображают в виде разодетой румяной куклы. У Езулатка даже есть свой музей, где выставлены платьица и одежки, сшитые королевами и принцессами со всего мира.

Корбобо - Узбекистан.  

В преддверии новогоднего праздника он приезжает к своим юным друзьям на ослике, в сопровождении внучки Коргыз. Вместо шубы на Корбобо надет полосатый халат.

 

Сегацу-сан и Одзи-санЯпония.

В Японии соперничают два Деда мороза - Сегацу-сан и новичок Одзи-сан. В отличие от молодого Одзи, традиционному Сегацу-сану приходиться ходить по домам целую неделю, которую японцы называют "золотой". Одет Сегацу-сан в небесно-голубое кимоно, он не дарит подарки малышам, за него это делают их родители. Для японского Деда Мороза перед домами строят небольшие воротца из бамбуковых палочек с сосновыми ветками. А более богатые люди устанавливают карликовые деревца сосны, сливы или цветущего персика. Одзи-сан очень похож на американского Санта-Клауса и появился в стране восходящего солнца сравнительно недавно. Но все больше детей отдают предпочтение именно ему, в основном из-за традиционного красного тулупчика и знаменитой оленей упряжки.

Увлин Увгун - Монголия.

Новогодним хозяйством у Монголов заведует целая семья. Главе семейства помогают Зазан Охин (девочка снег) и Шина Жила (мальчик Новый год). Сам Увлин Увгун, как и полагается, великолепный скотовод, а потому и на праздник он приходит в традиционной монгольской одежде скотовода. Ну а чтоб в Новогоднюю ночь не забывать о делах, с 31 декабря на 1 января монголы отмечают ещё и день (ночь!!!) скотовода.

Откуда родом Дед Мороз

Пожалуй, в мире уже не осталось страны, какой-либо регион которой не претендовал бы на звание родины Деда Мороза. На первых местах здесь, конечно же, скандинавские страны - Финляндия, Дания, Норвегия. Но не только - на данный титул претендовали в разное время даже Турция и Китай. Россия в этом споре никак не отстаёт от остальной планеты. В 1998 российской родиной Деда Мороза был назван Великий Устюг - древнейший город Вологодской области.

Великий Устюг расположен на северо-востоке Вологодчины у слияния рек Сухоны и Юга. Это старинный русский город, ровесник Москвы и Вологды - основан в 1147 году. Путешественника Великий Устюг встречает своим главным фасадом - набережной с длинной вереницей храмов, колоколен, невысоких старинных особняков, прихотливо выстроившихся вдоль берега. В сосновом бору, в пятнадцати километрах от города была построена вотчина Деда мороза. Кроме того, в Устюге была открыта и его резиденция - лавка Деда Мороза, почта и музей, в десяти магазинах города открыты прилавки с "дедморозовской" продукцией и построен специализированный магазин "Берендей". На территории вотчины расположен Дом Деда Мороза и комфортабельные коттеджи с гостиничными номерами, площадки для зимних игр и аттракционов, досуговый корпус: сауна, бассейн, каминный зал, бильярд.

Ежегодно родину Деда Мороза посещают десятки тысяч туристов. Круглогодичные программы приёма туристов основаны на самых значительных событиях в жизненном календаре Деда Мороза. В последних числах декабря он по традиции покидает свою лесную резиденцию для открытия всех новогодних торжеств и в течение всей зимы радует гостей подарками и встречами. В конце марта жители Великого Устюга встречают Весну-красну, и Дед Мороз возвращается в свой лесной дом на покой от зимних дел и забот, чтобы со своими помощниками отвечать на письма детей и готовить подарки к следующему Новому году. В третий раз выходит властелин зимы для публичного выступления в середине июня, когда город Великий Устюг празднует свой День рождения.

И о Снегурочке

Снегурочка - уникальный атрибут образа нашего Деда Мороза. Ни один его из младших или зарубежных собратьев не имеет такого милого сопровождения.

Образ Снегурочки оформился в XIX веке. В 1860 году Г.П.Данилевский опубликовал поэтический вариант русской народной сказки об ожившей снежной девочке. Официальной датой рождения Снегурочки стал 1873 год, когда А.Н.Островский переложил эту народную сказку на свой лад в пьесе «Снегурочка». Так местом рождения зимней красавицы стала считаться Костромская область, где в имении Щелыково писатель придумал новый сюжет для старой сказки. В 1874 году «Снегурочка» была напечатана в «Вестнике Европы», затем появилась опера, музыку к которой написал Н.А.Римский-Корсаков.

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца 19-начала 20 века, которые готовили сценарии для детских новогодних елок. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала, но делались инсценировки фрагментов из  сказок, пьесы Островского или оперы. Девочки наряжались в костюмы Снегурочки, фигурки Снегурочки вешались на елки. 

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних елок этого периода Снегурочка уже выступает наравне с дедом Морозом как его внучка и помощница. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые появились вместе на елку в Московский Дом Союзов. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, а в виде девушки ее стали представлять позже.

В послевоенный период Снегурочка — почти обязательная спутница Деда Мороза во всех праздничных торжествах, поздравлениях и т.д.

В ноябре 2006 года в Москве, в парке Кузьминки, открылся терем Снегурочки. Деревянный двухэтажный терем выполнен по проекту костромских архитекторов в «луковичном» стиле. Внутри, на первом этаже, стоит прялка для Снегурочки-мастерицы. На втором устроена выставка подарков от детей. Это рисунки, поделки из глины, снежинки и другие сувениры, посвященные Новому году.

Если кто захочет написать Снегурочке, то пишите: 109472, г.Москва, Кузьминский лес, Снегурочке.

Вернуться в раздел "Новый Год"

 

 
Понравилcя материал? Поделись с друзьями!
Читать подано
Елена Колина «Наука о небесных кренделях»

   

Яндекс.Метрика