Голосование
Какая литература Вас интересует больше всего?

Поиск по сайту

Медицина XXI века

Исторически в развитии медицины в человеческом обществе можно выделить три крупных этапа. На первом этапе, продолжавшемся десятки тысяч лет, в медицине царили суеверие, колдовство и слухи. Большинство детей умирало при рождении, а ожидаемая продолжительность жизни колебалась от 18 до 20 лет. В этот период были открыты некоторые полезные травы и химические вещества, такие как аспирин, но научного метода поиска новых лекарств и способов лечения не существовало. Второй этап развития медицины начался в XIX веке, когда появилась микробная теория болезней и сформировались представления о гигиене.

Третья стадия развития – это молекулярная медицина. Медицина проникает вглубь вещества, к атомам, молекулам и генам. В 1953 году было сделано одно из важнейших открытий всех времен - Джеймс Уотсон и Фрэнсис Крик раскрыли структуру ДНК, имеющую форму двойной спирали. Длина одной нитки ДНК в распутанном виде составляет около двух метров. Такая нитка представляет собой последовательность из 3 млрд. азотистых оснований, которые обозначаются буквами А, Т, С, С (аденин, тимин, цитозин и гуанин) и несут в себе закодированную информацию. Расшифровав точную последовательность азотистых оснований в цепочке ДНК-молекулы, можно прочесть книгу жизни.

Секвенирование генома человека — одно из самых значительных прорывов человечества в области медицины. Расшифровка генома — кратчайший путь к новым успехам в медицине и биотехнологии. Стремительное развитие молекулярной генетики привело к возникновению проекта «Геном человека» - важнейшей вехи в истории медицины. Ударная программа секвенирования всех генов человеческого организма обошлась примерно в 3 млрд. долларов и включала в себе работу сотен ученых по всему миру. Успешное завершение проекта в 2003 году ознаменовало начало новой эпохи в науке. Со временем у каждого человека появится личная карта генома на электронном носителе вроде СD-RОМ. В этой карте будут записаны все примерно 25 ООО генов данного человека, и она станет для каждого своеобразной «инструкцией по применению».

Уже сейчас некоторые компании начали предлагать простые способы проведения генетических тестов, которые могут показать предрасположенность к различным заболеваниям, включая рак груди, нарушения свертываемости крови, кистозный фиброз, заболевания печени и многие другие. Также ожидается, что информация о геноме человека поможет поиску причин возникновения рака, болезни Альцгеймера и другим областям клинического значения и, вероятно, в будущем может привести к значительным успехам в их лечении.

Мир вокруг нас меняется стремительными темпами. То, что казалось не возможным несколько лет назад, сегодня получает реальное воплощение в жизнь. По мнению учёных, в сфере научных, фундаментальных, технических и в том числе медицинских открытий, человечество находится на витке ускорения.

Развитие наномедицины тесно связано с революционными достижениями геномики и протеомики, которые позволили ученым приблизиться к пониманию молекулярных основ болезней. Наномедицина развивается там, где данные геномики и протеомики сочетаются с возможностями, позволяющими создать материалы с новыми свойствами на нанометрическом уровне.

Наномедицина, как междисциплинарное направление медицинской науки, в настоящее время находится в стадии становления. Ее методы только выходят из лабораторий, а большая их часть пока существует только в виде проектов. Однако большинство экспертов считает, что именно эти методы станут основополагающими в XXI веке. Национальный институт рака США в самое ближайшее время собирается применять достижения наномедицины при лечении рака. Ряд зарубежных научных центров уже продемонстрировал опытные образцы в областях диагностики, лечения, протезирования и имплантирования.

Современная медицина, технический прогресс, фармакологические исследования, прорывы в области генетики, нанотехнологиях и исследовании микромира человеческого организма – все это инструменты, без которых существование человека в настоящее время кажется уже немыслимым. И пусть многое еще только предстоит разузнать и тщательно изучить, мы уже сейчас можем утверждать, что возможности медицинской науки практически безграничны, а прогресс человечества остановится еще совсем не скоро.

Узнайте больше

Электронные ресурсы

Наука против старения [Электронный ресурс] : [сайт]. – Режим доступа: http://www.starenie.ru/texnologii/nanotex.php

Каким образом организм человека управляет процессами регенерации в течение всей жизни? Все ли резервы нашего организма используются достаточно эффективно? Способен ли наш организм к самообновлению? Как замедлить скорость старения? О научных перспективах отмены старения рассказывает этот сайт.

Нанотехнологии в России и в мире [Электронный ресурс] : [сайт]. – Режим доступа: http://rosnanoworld.ru

Применении нанотехнологий в медицине

Информационный портал по вопросам биомедицинской инженерии [Электронный ресурс] : [сайт]. - Режим доступа:  http://ilab.xmedtest.net

Нанотехнологии в медицине и биологии

Книги

Глик, Б. Молекулярная биотехнология / пер. с англ. – Москва: Мир, 2002. – 589 с.

Это современное руководство по биотехнологии, написанное авторитетными канадскими учеными. В книге подробно изложены основы генной инженерии: механизмы репликации; методы клонирования, амплификации и секвенирования ДНК; конструирование рекомбинантных ДНК и т.д. Большое внимание уделено генной терапии и связанными с ней морально-этическими проблемами.

Егорова, Т.А. Основы биотехнологии. - Москва: Академия, 2008. – 208 с.

В книге изложены и обобщены традиционные и новейшие технологии, основанные на достижениях биохимии, молекулярной и клеточной биологии, рассмотрены социально-экономические проблемы и перспективы развития биотехнологии в третьем тысячелетии.

Каку, М. Физика будущего / пер. с англ. – Москва, 2012. – 584 с.

Кому, как не ученым-физикам, рассуждать о том, что будет представлять собой мир в 2100 году? Как одним усилием воли будут управляться компьютеры, как силой мысли человек сможет двигать предметы, как мы будем подключаться к мировому информационному полю? Возможно ли это? Оказывается, возможно и не такое. Искусственные органы; парящие в воздухе автомобили; невероятная продолжительность жизни и молодости - все эти чудеса не фантастика, а обоснованные прогнозы научного мира.

Рассматриваются несколько этапов развития медицины в 21 веке, предсказано развитие медицинской науки до 2100 года.

Лучинин, А.С. Психогенетика. – Москва, 2005. – 158 с.

В книге изложены достижения современной психогенетики. Раскрываются вопросы, связанные с методами психогенетических исследований.

Сазыкин, Ю.О. Биотехнология. – Москва, 2006. – 256 с.

В книге рассматриваются основные объекты биотехнологии, способы их создания и совершенствования методами клеточной и генетической инженерии, возможности интенсификации биотехнологического производства методами инженерной энзимологии.

Уильямс, Л. Нанотехнологии без тайн / пер. с англ. Ю.Г. Гордиенко. – Москва, 2010. – 368 с.

Эта книга предназначена тем, кто хочет познакомиться с основами нанотехнологии (нанобиотехнологии, наномедицина, наноматериалы и др.), кому интересно узнать о том, как нанотехнологии влияют на биологию и химию, окружающую среду и медицину.

Наномедицина – это область медицины, в которй лечение болезней и операции выполняются на молекулярном уровне. Подробно и занимательно описываются многочисленные вопросы от самых простых до самых сложных и интересных.

Статьи из периодических изданий

Аксенова. Л. Разрешите представиться: ваша ДНК // Наука и жизнь. – 2012. - № 4. – С. 20 – 27.

Гены человека могут рассказать о многом: о предрасположенности к заболеваниям; о восприимчивости к лекарственным препаратам; о личных качествах и способностях человека. В статье рассказывается о развитии новой области медицины – индивидуальное генотипирование.

Аксенова, Л. Успехи регенеративной биологии // Наука и жизнь. – 2012. - № 12. – С. 34 – 37.

О работе в области биологии развития и получения индуцированных стволовых клеток лауреатов Нобелевской премии по физиологии или медицине 2012 года японского ученого Синъя Яманаке и британского биолога Джону Гердону.

Москвитина, О.А. Использование микросистемной техники и нанотехнологий в медицине: состояние и перспективы по данным технической, научно-популярной и патентной литературы // История науки и техники. – 2005. - № 12. ‐ С. 50 – 55.

Составитель Т.А. Беляева.

Понравилcя материал? Поделись с друзьями!
Читать подано