Главная

«Вставай, страна огромная…»

В канун 70-летия со дня начала Великой Отечественной войны обратимся, уважаемый читатель, к дорогой нашему сердцу песне «Священная война». К песне, ставшей воином на все четыре года. К песне, ставшей клятвой советского народа в борьбе с фашизмом за землю нашу милую, за наш Союз большой.

Сначала расскажем об истории создания и первого исполнения этого выдающегося произведения.

24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой… Его прочитал художественный руководитель ансамбля песни и пляски Красной Армии Александр Васильевич Александров. Стихотворение произвело такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день написал на грифельной доске слова и ноты песни, а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Ещё день ушёл на репетицию с оркестром.

И вот 27 июня «Священная война» была впервые исполнена на Белорусском вокзале столицы, откуда отправлялись на фронт боевые эшелоны. Когда зазвучал второй куплет, все встали, как во время исполнения гимна. Бойцы потребовали повторения. Очевидцы вспоминали, что ансамбль пять раз подряд пел «Священную войну». У всех на глазах были слёзы.

С октября каждое утро после боя кремлёвских курантов песня звучала по радио. Под звуки этой трагически-возвышенной торжественной мелодии советские люди все четыре года провожали солдат на фронт, героически трудились в тылу.

Кстати сказать, «Священная война» была в числе песен, за создание которых в 1941 году В.И. Лебедев-Кумач получил Сталинскую премию.

А теперь обратимся непосредственно к песне. В ней подчёркивается характер войны (Идёт война народная, священная война), содержится призыв (Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…) и горячее пожелание (Пусть ярость благородная вскипает, как волна).

Далее. В песне даётся характеристика столкнувшихся диаметрально противоположных сил – социализма и фашизма (Как два различных полюса, во всём враждебны мы. За свет и мир мы боремся, они – за царство тьмы). В ней повторяется клятва (Дадим отпор душителям; Пойдём ломить всей силою, всем сердцем, всей душой).

Заметим, с какой художественной силой выразил поэт общенародные чувства. Так, враг предстаёт как фашистская сила тёмная; проклятая орда; гнилая фашистская нечисть; отребье человечества. Враг – это насильники, грабители, мучители людей.

Теперь о названии песни. Оно стало крылатым выражением. И в самом деле, что может быть возвышеннее словосочетания священная война. Война, в которой защищают самое святое, самое заветное, самое непоколебимое. Священный – слово высокого стиля. Как и святой, святость, святыня, святить, освящение. Слова эти известны давно, с древнерусской эпохи. «Священная война» по праву стала национальной святыней. Бессмертной назвал её Георгий Жуков.

…Война была тяжёлой, с огромными потерями. И память наша о погибших священна. Какими же кощунственными выглядят сегодня попытки расплодившихся «экспертов», «исследователей» поспекулировать на народном горе, вытравить у народа его историческую память. Память, которую несёт в себе и «Священная война».

Понятно, только у сильного духом народа могла родиться эта песня. Заканчивается она на большом подъёме:

Встаёт страна огромная,

Встаёт на смертный бой

С фашистской силой тёмною,

С проклятою ордой!

С момента первого исполнения песни до святого праздника Победы оставалось 1412 дней.

16 июня 2011 г.

Вернуться к списку статей Е. Савшак "Родную речь только нам сберечь" 

 

 
Понравилcя материал? Поделись с друзьями!
Читать подано
Трауб М. «Счастливая семья»

  

Яндекс.Метрика