Главная
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
        Апатиты – город мой     Правовая помощь     Родителям и педагогам     Хобби-клуб Версия   Главная Написать письмо Канал YouTube Вконтакте Карта сайта Контакты

Читаем вместе с малышом

Ляксо Е

Читаем вместе с малышом

Здесь важно все: и удобно усадить ребенка, и обязательно своими словами объяснить смысл рисунка, и попросить показать пальчиком, что где нарисовано. Только тогда малыш «вдохновится», и глаза его заблестят, и он будет ждать ежедневного чтения, как ждут праздника.

С самого раннего возраста малыша его внимание привлекают контрастные и яркие изображения, эмоционально окрашенная обращенная к нему речь, в которой взрослый голосом выделяет интонацию и различные значимые слова.

Чтение должно стать для ребенка своего рода ритуалом, поощрением его хорошего поведения, интересным общением со взрослым.

Перед тем, как начать читать книгу, не забудьте выключить телевизор и магнитофон, усадите малыша поудобнее, так, чтобы он мог полностью сосредоточиться на слушании.

Необходимо подбирать книги и иллюстрации в соответствии с возрастом ребенка.

Книгу можно показывать младенцу уже со второго полугодия первого года жизни.

Ребенка нужно посадить так, чтобы он мог хорошо видеть лицо говорящего и следить за его мимикой. Для малышей младшего возраста необходимо подбирать книги с крупными яркими иллюстрациями, содержащими небольшое количество текста. Рисунки должны быть четкими, яркими, красочными и не содержать много дополнительных деталей. В ситуации чтения нужно не только читать ребенку содержание книжки, но и обязательно своими словами рассказывать, что изображено на картинках. Попросите своего малыша показать, где на картинке — глазки, а где носик. Повторите свою просьбу несколько раз, и если ребенку трудно найти на рисунке то, что вы просите его показать, помогите ему.

Не ругайте малыша, если вместо того, чтобы показывать пальчиком или аккуратно перелистывать страницы, он захватывает в кулак сразу несколько страниц. Осторожно освободите его руку и покажите еще раз, как нужно перелистывать страницы. Обязательно скажите ребенку о том, что рвать и мять страницы в книге нельзя. А для того, чтобы вашему малышу было проще знакомиться с книгой, подбирайте книги-картонки с плотными страницами.

Не забывайте, что ребенку сложно долго концентрировать свое внимание на рассмотрении иллюстраций или слушании сказки. Поэтому подбирайте сначала короткие сказки и стишки, постепенно увеличивая время чтения. 5-10 минут — вполне достаточное время для этого занятия. Можно вернуться к чтению и рассмотрению картинок в течение дня несколько раз. Но если ваш малыш непоседа, и его даже на протяжении минуты невозможно удержать на одном месте, проявите настойчивость и терпение для привлечения его внимания в течение трех-пяти минут, ибо формировать навыки сосредоточения и способность слушать необходимо с раннего возраста ребенка.

На втором году жизни ребенка активно развивается его двигательная сфера, и порой даже спокойный ребенок превращается в непоседу. Поэтому можно использовать эту особенность развития ребенка для его обучения. Наряду с чтением сказок следует читать стихи и короткие рассказы, в которых происходят какие-то действия.

Малышам можно читать простые загадки. Ребенок с удовольствием будет разгадывать такие загадки, если в качестве подсказки вы покажете ему иллюстрацию в книжке. Обучая малыша навыкам счета, активно используйте считалки. Так же, как и при подборе игрушек, новые книжки вводите постепенно, а не все сразу.

Подражая взрослому, ребенок перелистывает страницы в книге — «читает», проговаривая отдельные слова. К двум годам у ребенка формируются навыки слушания, поэтому ребенок может следить за ходом несложного сюжета рассказа. Таким образом, в течение второго года жизни малыш проходит путь от восприятия короткой пестушки и потешки, где слово и движение выполняют игровую функцию, до постепенного восприятия на слух и запоминания небольших сказок и стишков.

На третьем году жизни ребенок воспринимает связный рассказ, понимает содержание инсценировок с развернутым сюжетом и большим количеством персонажей. Трехлетнему ребенку можно продолжать читать потешки, прибаутки, но необходимо расширять круг персонажей и усложнять сюжет. Трехлетний малыш способен прослушать длинную сказку от начала до конца с неослабляемым интересом, если события сказки захватывают его воображение. В этом возрасте хорошо читать ребенку русские народные сказки (про репку, колобка, Серого волка и Ивана Царевича) и сказки народов мира (Красная шапочка, Дюймовочка, Золотой ключик, Чипполино), он начинает не только слушать их содержание, но иногда и самостоятельно придумывать продолжение сюжета. Дети предпочитают стихи, рассказы и сказки, где в качестве персонажей они выступают сами.

Особенностью чтения для детей трех и более лет является чтение рассказов и историй, в которых разворачиваются какие-то действия. Можно читать ребенку рассказы, содержащие слова, смысла которых ребенок еще не знает. Пока еще не надо объяснять ребенку значение каждого слова, так как часто используемые слова выполняют игровую роль. Если же вы по ходу чтения будете все время останавливаться и пояснять значение слова, сюжетная нить будет утрачена. При чтении сказок следует выбирать такой текст, который был бы доступен восприятию маленького ребенка. Такими сказками являются «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Кошкин дом».

При чтении очень важно выяснить, понимает ли ребенок текст. Для этого задавайте малышу вопросы о прочитанном. Старайтесь, чтобы ребенок отвечал вам и словесно, а не только давал ответы показом.

Обязательно читайте ребенку сказки, ибо просмотр мультфильмов и прослушивание магнитофонных записей не заменит ребенку волшебное действо общения со взрослым, которое в дальнейшем может стать одним из самых ярких воспоминаний детства.

Источник

 
Голосование
Какие семейные традиции передаются из поколения в поколение в вашей семье?
 
Читать подано
Свечин Н. «Удар в сердце»

   

Яндекс.Метрика