Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры



Версия Обычная версия сайта
с 1 года до 2 лет

Что читать ребенку с 1 года до 2 лет

В этом возрасте дети пока не готовы слушать длинные произведения, даже в стихотворной форме. Слово «даже» не случайно. Давно установлен факт, что дети от рождения до 3-4-х летнего возраста гораздо лучше воспринимают рифмованные произведения. Смысл стихотворения, может быть, ещё и не совсем  ясен, но им нравится слушать рифмованные строки, это завораживает и увлекает. 

Фото Нина Владимировна Полюгаевой (интернет-конкурс фотографий «С книгой вся моя семья», 2010 год)

Ещё одна особенность – если произведение слишком длинное, и за один раз Вы его не успеваете прочесть, в следующий раз Вам придется начинать все сначала, так как полуторагодовалый малыш ещё не может запомнить, а главное сопоставить события в первой и второй части разделённого по времени произведения. Каждая часть для него будет самодостаточной и никакой связи ребёнок пока уловить не в состоянии.

 Хорошим вариантом будут 4-8-12 строчные стихотворения про животных, природу, детей, а также недлинные сказки. Например, короткие стихи Агнии Барто, Сергея Михалкова, разнообразные «ладушки-потешки». Из сказок - «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка». Это все очень короткие истории, либо описывающие какое-то одно событие (Курочка-Ряба снесла золотое яичко, Таня уронила в речку мячик и тому подобное), либо выстроенные как цепочка однотипных эпизодов (сначала репку тянет один дед, потом дед вместе с бабкой и так далее). Они рассказаны простыми предложениями, в них много повторов и рифм, и для их понимания достаточно относительно небольшого запаса слов.

В этом возрасте многие дети особенно любят книжки про животных. Изучая их, ребенок может влюбиться, например, в кошку и какое-то время совсем не будет замечать изображенных в книжке других животных. Он будет вновь и вновь с радостью перелистывать страницы своих книг, выискивая в них именно кошек. Такую "любовь" можно использовать для расширения кругозора ребенка - например, рассказать, где живет кошечка, чем она питается, какие у нее привычки. Так у ребенка формируется первый осознанный интерес к книге как к источнику положительных эмоций и новых знаний.

Малышам можно читать простые загадки. Ребенок с удовольствием будет разгадывать такие загадки, если в качестве подсказки вы покажете ему иллюстрацию в книжке. 

Ребенку всегда легче воспринимать текст с опорой на картинки, поэтому, рассказывая или читая ему первые сказки и стихи, обязательно показывайте всех персонажей на картинках и рассматривайте картинки вместе с ним. Очень важно, чтобы книга была качественно и красочно оформлена: курочка должна быть похожа на курочку, а не на жирафа, а уточка на уточку, а не крокодила. Еще важно, чтобы картинка представляла собой ясный и четкий образ - излишняя пестрота и множество мелких деталей рассредоточивают внимание малыша. Лучше всего, чтобы на странице было всего одно крупное изображение какого-то предмета или живого существа, которые ребенку хорошо знакомы. А полноценные иллюстрации с обилием деталей, лучше приберечь для более позднего возраста.

Фото Никиты Николаевича Малафеева (интернет-конкурс фотографий «С книгой вся моя семья», 2010 год)

          Можно купить кукольный театр, тогда можно будет читать текст и одновременно показывать персонажи сказки. С этой же целью следует в первую библиотечку малыша добавить книжки с объемными картинками. Пока ушки малыша слушают сказку, его подвижные пальчики открывают и закрывают дверь избушки, катят по дорожке колобка, гладят пушистую спинку лисички. Нужно только следить за тем, чтобы действия малыша соответствовали читаемому в этот момент тексту, - тогда кроха лучше усвоит содержание и не потеряет интерес к самому процессу чтения. Следите также за выражением его глаз и мимикой. Эмоции ребенка расскажут вам о многом: что его удивило, обрадовало, испугало.

Малышу очень важно, чтобы история хорошо кончалась. Это дарит ему чувство надёжности мира, тогда как плохой конец способствует возникновению всевозможных страхов. Поэтому "Теремок" лучше рассказывать в том варианте, когда после того, как теремок развалился, звери построили новый, ещё лучше прежнего. С хорошим концом стоит первоначально рассказывать и "Колобок" - например, придумав, как Колобок в последний момент сумел обхитрить Лису и убежать от неё.

  Ребенок в возрасте от года до двух лет может рассматривать книгу 5-15 минут, и ни в коем случае не заставляйте его это делать насильно, иначе вызовете отвращение к книгам.

 

Список литературы для детей от 1 года до 2 лет

  • Барто А. стихотворения из цикла «Игрушки»
  • Лагздынь Г. Стихи («Зайка, зайка, попляши!», «Петушок» и др.)
  • Маршак С. «Слон», «Тигренок», «Совята» (из цикла «Детки в клетке»)
  • Русские народные потешки (сборники потешек и детских песенок «Заря-заряница», «Запел Петушок», «Еду, еду в бабе, к деду», «Гуленьки», «Баю-баюшки, баю», «Трынцы, брынцы, бубенцы», «Радуга» и др.)
  • Русские народные сказки: «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Как коза избушку построила», «Пряничный домик»
  • Сутеев В. «Цыплёнок и утёнок», «Кто сказал «Мяу»?», «Три котенка», «Под грибом»
  • Токмакова И. «Где спит рыбка»
  • Чарушин Е. «Курочка» (из цикла «Большие и маленькие»)
  • Чуковский К. «Цыплёнок», «Телефон»

Составитель Е.В.Гильмутдинова

 

Поиск по сайту

Голосование

Какие семейные традиции передаются из поколения в поколение в вашей семье?
 

Читать подано

Трауб М. «Счастливая семья»