Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры



Версия Обычная версия сайта
Валенки

 "Валенки"

Русская народная песня  в исполнении Лидии Руслановой

 

Откуда валенки пошли

“Валенки — род башмаков или сапог, сваляных из шерсти”, такое определение можно прочесть в словаре Владимира Даля. Однако для нас эта обувь настолько знакома и привычна, что не нуждается в описании. В представлении же иностранцев валенки еще недавно слыли неофициальным символом нашей страны, одним из колоритных атрибутов образа русского человека.

Валенки так прочно вошли в наше сознание, что кажется: они существуют испокон веков. Их упоминают в исторических романах, повествующих о временах Дмитрия Донского (“Семен Гордый” Дмитрия Балашова) или Петра I (“Петр I” Алексея Толстого). Валенки можно увидеть на картине художника Б. Ф. Иогансона, изобразившего Никиту Демидова — колоритную фигуру начала XVIII века. Основатель уральских заводов обут в белые валенки, очень напоминающие бурки советской номенклатуры.

Однако широко распространенное представление о древности валенок ошибочно. В действительности ни при Петре I, ни тем более при Дмитрии Донском валяной обуви не было. Первые валенки, как считают историки костюма, появились в Семеновском уезде Нижегородской губернии лишь в самом конце XVIII века (хотя жители Ярославской губернии и древнейшего городка Мышкин отстаивают свой патент на их изобретение). Более ранних сведений о существовании валенок не удается проследить ни по этнографическим данным, ни по историческим документам.

А вот материал, из которого делают валенки, известен с 4 века до нашей эры – именно к этому времени археологи относят изделия из шерсти, обнаруженные на Алтае при раскопках Пазырыкского кургана.

Самые древние изделия из валяной овечьей шерсти – ковры и чепраки. Этот метод обработки шерсти был хорошо известен кочевым племенам евразийских степей, а также горным скотоводам Тибета, Памира, Кавказа и Карпат. Из свалянного войлока шили теплые и надежные покрытия для жилища – кошмы, делали войлочные подушки, подстилки для сна, стельки для обуви и чулки-вкладыши в кожаный сапог. Войлок использовали в качестве кольчуги и подкладки под шлем, а также им обшивали крепостные стены, чтобы в нем застревали стрелы. Таким образом, не исключено, что шерстобитное дело проникло на просторы Древней Руси благодаря соседству и постоянным контактам с тюркскими народами

Первые русские шерстобиты поначалу мастерили шляпы, банные колпаки и легкие башмаки вроде галош под названием «коты», «чуни» или «кеньги». Из войлока также делали специальные мягкие подкладки под лошадиную упряжь – подседельники и хомутины, предохранявшие кожу животного от натирания.

Как уже было сказано, первые валенки в виде цельного сапога появились в конце XVIII века. Но так как кустарей валяльного мастерства было немного, а технологию производства держали в секрете, передавая из поколения в поколение (промышленное производство валенок началось лишь в конце 19 века), стоили валенки дорого, их носили лишь зажиточные люди. Относились к валенкам с трепетом: войдя в новый дом, хозяин ставил их на почетное место возле печи. Семья, в которой были хоть одни валенки, считалась богатой. Их берегли, носили по старшинству и передавали в наследство. Получить такой подарок — считалось удачей. Тот, у кого были валенки, среди девушек считался завидным женихом. А незамужняя девушка, чтобы обратить внимание любимого парня кидала свой валенок к нему во двор – засылай, мол, сватов.

Не пренебрегали валенками и царские особы. Большая модница и обладательница огромного гардероба Екатерина Великая носила валенки под кринолином, спасая, таким образом, свои больные ноги. Для нее специально изобрели мягкие чесанки из тонкой черной шерсти.

А вот позднее люди известные, дерзавшие на публике появиться в столь эпатажной обуви, вызывали массу кривотолков. Зимой 1912 года Сергей Есенин приехал в Петербург. Когда он впервые появился в светском салоне, то получил весьма холодный прием. Крестьянский самородок, восхищавший Москву не только стихами, но и всем своим народным колоритом, был публично осмеян поэтессой Зинаидой Гиппиус. Очевидцы так описывают скандальный эпизод: «На одном из чопорных приемов, Гиппиус, изысканно наставив лорнет на валенки Есенина, громко одобрила их, с воодушевлением сказав: «Какие на вас интересные гетры!». Все присутствующие покатились со смеху». Позднее Есенин рассказывал: «Очень мне обидно стало тогда... Ведь я был доверчив, наивен...».

С уважением к произведениям народного промысла относились многие видные политики новейшего времени. Валенками спасался в сибирской ссылке Сталин, в валенках прошло детство Никиты Хрущева. Индивидуальные заказы на изготовление валенок для высокопоставленных чиновников постоянно поступают российским производителям валяной обуви, правда, имена заказчиков корректно держат в тайне.

Неоценима заслуга валенок в военное время. Зимой наших солдат одевали только в валенки. Говорят, дефицитом войлочных изделий было обусловлено поражение в финской войне. Зато Наполеона и Гитлера мы победили и благодаря достаточному количеству теплой обувки.

Без валенок было бы невозможно освоение северных регионов, снаряжение экспедиций на Северный и Южный полюсы.

Среди постоянных "носителей" валенок - подразделения МО, МВД, МЧС, ГТК, ФПС РФ, а также охранные структуры, рыболовные и охотничьи хозяйства.

За последние десятилетия валенки стали менее популярными из-за превращения русских зим в мягкие и слякотные, заменяясь более лёгкой и влагостойкой обувью. Валенки ассоциируются с традиционным деревенским стилем одежды; в городах их обычно носят маленькие дети, либо их носят в сильные морозы, когда другая обувь мало спасает от холода.

Однако сегодня валенки возвращают к себе любовь горожан, а для дизайнеров и модельеров становятся актуальным объектом творчества.

Мода на валенки

Действительно, в последние несколько лет валенки приобретают статус модной обуви, а валяльные фабрики, не отставая, шагают в ногу со временем. Шагают, разумеется, в валенках. В валенках на резиновой подошве, на липучке, на молнии и на шнуровке.

В валенках с золотым шитьем и меховой оторочкой. В валенках с симпатичными аппликациями и уморительными помпонами. В валенках, отделанных гобеленом, разузоренных бисером и усыпанных стеклярусом. В брутальных валенках в стиле милитари и в элегантных, перевязанных лентами на манер балеток, валеночках на каблучке. В валенках самых немыслимых моделей и самых феерических расцветок.

Валенки появляются и в коллекциях знаменитых кутюрье. Например, в коллекции осень-зима 2009 Вячеслава Зайцева.

«Валенки, валенки, ой да не подшиты, стареньки» – под эту русскую песню Вячеслав Зайцев дает твердый отпор новомодным западным угги. Его валенки ничем не хуже, даже разнообразнее и симпатичнее, чем западные меховые писки моды. В этом очередной раз убедились его коллеги и гости выставки Collection Premier Moscow.

Модели в валенках задорно пританцовывали в такт русской песне, заигрывали друг с другом и вообще вели себя на подиуме на редкость расковано, придавая показу коллекции «Валенки» особое очарование.

Одежда тоже под стать – русский стиль. Современным модницам иметь в гардеробе полушубок, высокую формованную шапку а-ля боярыня Морозова и любую вещь с имитацией традиционной росписи (хохлома, жостов, городец) просто необходимо. И дополнить все это великолепие валенками от Зайцева.  

О пользе валенок

Валенки - вещь полезная. Во всех отношениях. А все благодаря овечьей шерсти. Она не только надежно греет, но и лечит. Целебные свойства войлочной обуви были замечены еще во времена Петра I (он давал следующий совет: «Если утром голова болит с похмелья - надеть на босу ногу валенки да выхлебать миску горячих кислых щей»). Медицина подтверждает благотворное влияние валенок на здоровье человека.

·       Натуральные волокна шерсти валенка имеют большую теплоемкость, что позволяет ногам не мерзнуть при очень низких температурах

·       Валенок охраняет стопу человека не только от холода, но и от жары. Ноги в валенках не потеют, так как волокна шерсти обеспечивают естественную циркуляцию воздуха.

·       Натуральная овечья шерсть замечательно поглощает и испаряет влагу, сама оставаясь сухой. Именно такое сухое тепло и помогает при простудах.

·       Шерсть богата ланолином, приносящем облегчение при ревматизме, радикулите и прочих заболеваниях мышц и суставов, а также ускоряющим заживление ран и переломов.

·       Также валенки часто рекомендуют людям с нарушенной системой кровообращения. Обутая на босую ногу, валяная обувь оказывает массажное воздействие. За счет трения создается электростатическое поле, которое способствует улучшению циркуляции крови.

·       Валенки очень полезны при болезнях опорно-двигательной системы, потому что стопа в такой обуви не деформируется, к тому же, валяная обувь пропускает воздух, что препятствует развитию грибковых заболеваний.

·       Валенки помогают снять нервное напряжение, чувство усталости и тяжести в ногах, боли в спине.

·       Натуральные шерстяные валенки обладают положительной для человека энергетикой.

·       А еще отечественные ученые сделали открытие: оказывается, если мальчики до 12 лет носят валенки, то в зрелом возрасте импотенция им не грозит. Вся хитрость в бараньей шерсти, недаром во многих культурах баран олицетворяет мужскую силу. При длительном ношении валенок из бараньей шерсти сексуальная потенция неустанно аккумулируется.

Как делают валенки

Производство настоящих валенок очень трудоемко. Выражение «прост как валенок» можно отнести лишь к их форме. В кустарном производстве сырьем для выделки валенок, как правило, служит овечья шерсть — летнина, или клочьё, снимаемая с овец летом. Вначале ее освобождают от примесей — травинок, колючек — и разбивают, превращая в мягкую и пушистую массу. Чем больше в валенках летнины, тем они мягче.

Разрыхленную шерсть складывают в форме большого носка и начинают катать, или правильнее сказать – валять. Отсюда и происходит слово валенок (второе название - катанки или катанцы). Делают это руками (для чего нужна большая сила) и накручивая на специальную скалку, имеющею вид четырехгранной палки. В результате получается толстый, плотный шерстяной носок. Чтобы валенок стал мягким, шесть поливают горячей водой и продолжают валять. В процессе валки валенок становится все меньше и меньше. Затем делается носок валенка, и пятка. Чтобы валенок получился теплее и плотнее, его растирают на специальной доске с ребрышками. Она называется дергуч. Затем валенок надевают на разборную деревянную колодку и выправляют деревянной колотушкой. Потом поверхность валенка трут пемзой и ставят в печь для просушки. Для окончательной отделки высушенный валенок еще раз натирают пемзой или деревянным бруском.

Кроме обычной технологии существовало множество разнообразных “секретов”. Так, для чернения войлока применяли квасцы, медный купорос и синий сандал, а для осветления мастер использовал белила, смешанные с парным молоком. Полученную смесь втирали до сухости в войлок и ставили в слабо натопленную печь “на вольный дух”.

Так делают валенки вручную. Но в 19 веке в России появились фабрики по изготовлению валенок. Они существуют и сейчас. Самые крупные из них:

Кукморский валяльно-войлочный комбинат — 800—900 тыс. пар.

Ярославская фабрика валяной обуви — 550—600 тыс. пар.

Омский комбинат валяной обуви — 170 тыс. пар.

Калужская обувная фабрика — 150 тыс. пар.

Егорьевская обувная фабрика — 100 тыс. пар.

Одним из самых старых производителей валенок является Битцевская фабрика валенок, известная с 90-х годов XIX века. В настоящее время валенки под маркой Битцевской фабрики выпускаются в городе Калязин Тверской области. На фабрике для превращения клока шерсти в пару исконно русской обуви, нужно 5 дней упорной тяжёлой работы, 45 технологических переходов. Рабочие двадцати специальностей трудятся над ее созданием, чтобы мы могли согреться в зимнюю стужу натуральными экологически чистыми шерстяными валенками. Весь процесс производства валенок на этой фабрике представлен в фильме.

Описание для тех, кто не хочет смотреть фильм.

Валенки на фабрике делают из нескольких видов шерсти. После замешивания, шерсть размельчают, и отправляют в смесевую башню. Под давлением из смесевых башен шерсть попадает в цеха, где ее укладывают в шерсточесальные машины.

Путем этих операций получается однородная масса, которая должна сутки вылежаться, а затем по пневмотранспорту подается в чесально-основальный цех.

На чесальных станках шерсть прочесывается и превращается в пушистое шерстяное облако. Им оборачивают несколько раз матерчатый чехол, таким образом получается «ватная» заготовка голенища - конус.

Ватный конус уплотняется между сильно разогретыми паром плитами специальных машин. Горячие плиты хлопают друг по другу, как будто какое-то мифическое чудовище пережевывает в пасти шерстяное облако. От этого оно теряет свою воздушность - свойлачивается.

Далее вручную формируют валенок. Чтобы это проделать, нужно обладать немалым опытом и ловкостью рук. Войлочную заготовку требуется свернуть так, чтобы в будущем из нее получилась головка валенка, причем нужного размера и толщины. Полученная в результате заготовка похожа на войлочный носок гигантского «гулливеровского» размера.

Чтобы этот «носок» превратился в маленький плотный валеночек, он должен пройти огонь, воду и… деревянные барабаны. Основы, увлажненные и свернутые в рулон, помещаются между деревянными барабанами, которые начинают вращаться и сильно их сжимать - это первый этап уплотнения.

Затем будущие валенки попадают в воду. Постепенно заготовки становятся меньше размером и все более плотными. Чтобы придать валенку окончательную плотность, его еще несколько раз «стирают». Там, в горячей воде определенной температуры, подвергаясь ударным механическим воздействиям, происходит окончательное уплотнение и усадка.

Пройдя несколько этапов стирки «гулливеровский носок» становится похож на мокрый сапожок. Превращение для тех, кто видит это впервые, почти мистическое. Он уменьшается более чем в 10 раз. Легендарный русский валенок почти готов. Осталось только придать ему форму и высушить.

Для того чтобы он приобрел надлежащую форму, его насаживают на механическую колодку. Работают насадчиками обычно люди недюжинной силы - ведь валенок при насадке очень сильно расправляется. А колодки - металлические, вес каждой - от 2,5 до 10 килограмм, так что сила нужна хотя бы для того, чтобы их поднимать.

Насаженные на колодки валенки по конвейеру поступают в сушильную камеру на 8 часов. Температура там под 100 градусов.

Посушившись, валенки, как румяные пирожки, по конвейеру выезжают из сушильной камеры - горяченькие и почти готовые. В отделочном цехе их.подчищают от ворса, чтобы не были лохматыми.

В цехе подборки главная задача каждого валенка - найти себе пару. Ведь они не шьются по лекалам, а формируются вручную, а потому каждый валенок в своем роде неповторим. Он может получиться чуть полнее, чуть «курносее», чуть выше. Пред подборщицей лежит целая груда таких "одиночек", и ее задача составить из них идеальные пары. Сделать оба валеночка одинаковыми по высоте не сложно - сверху их голенища обрезают на специальном станке. Затем валенки измеряют по внутренней длине стопы - определяют точный размер и маркируют.

Если требуется резиновая подошва, валенок отправляют в цех горячей вулканизации. Резиновая подошва на фабрике к валенкам не приклеивается, а приваривается под воздействием высокой температуры прессовым методом. Поэтому она так прочно держится на готовом изделии (действительно - проверено несколькими зимами, у меня у всей семьи такие валенки).

В отделочной мастерской рукодельницы вручную вышивают на валенках различные узоры, фигурно обрезают голенища, продевают шнурки, пришивают мех. Благодаря замыслу дизайнера и умению швеи, готовые изделия приобретают нарядный и стильный вид (есть очень красивые валенки!! - у меня с искусственным мехом, детские - с тесьмой, очень красиво!).

Музей «Русские валенки» в Москве

Музей открыл свои двери в декабре 2001 года, подарив своим первым посетителям по-русски разудалый праздник. Встречал гостей бурый медведь, танцевавший с валенками в лапах. Артисты фольклорного коллектива веселили народ частушками и вовлекали в весёлый хоровод.

Посетив музей можно узнать абсолютно всю историю валенок, технологию их производства, познакомиться с ведущими (современными и уже ушедшими в историю) фабриками, производящими валенки. В экспозиции музея представлены лучшие образцы валенок, начиная с самых простых, в которых ходили крестьяне и высшее сословие прошлых веков, заканчивая самыми современными «произведениями валяного искусства».

При всё возрастающем интересе людей к своей национальной культуре, благодаря разнообразной деятельности, музей приобрёл популярность. Ежедневно музей посещают от 10 до 120 чел. Проводится  до 30 экскурсий в месяц.

«Русские валенки» – это музей, в котором можно и нужно трогать экспонаты. Здесь можно даже купить заготовку и самостоятельно сделать сувенирный валенок.

Ежегодно музей участвует в фестивале «Покупайте Российское» на ВВЦ, в празднике «Валенки на снегу» на Рублёвке, в «Ярмарке ремёсел» в Измайловском кремле.

С 2007 года музей является членом Международного Союза музеев ICOM.

Адрес музея: 113114, г. Москва, 2-ой Кожевнический пер., д.12. 

Музей «Русские валенки» в Мышкине

Музей валенок открылся в небольшом приволжском городке Мышкин в 2000 году (Ярославская область), после того, как здесь впервые была проведена выставка-продажа «Русские валенки». Выставка-продажа, проведенная в День Города как часть празднования, имела большой успех у жителей и гостей Мышкина.

Валенки в городе Мышкин делают на протяжении столетий и бережно хранят традиции производства этой обуви, не стремясь сделать ее максимально дешевой в ущерб качеству. Настоящий, исконно «мышкинский» валенок должен быть серого цвета, так как производится из шерсти овцы определенной породы. Серых романовских овец разводят здесь уже очень долго, их шерсть – теплая, густая – идеально подходящее сырье для валенок. Технология производства валенок практически не изменилась за всю свою историю – валенок буквально лепится из шерсти как из глины. Большая часть процесса требует ручного труда.

Среди экспонатов музея есть не только серые мышкинские валенки. Здесь найдутся валенки всех цветов, созданные в разнообразных стилях. Многие валенки украшены вышивкой, тесьмой, мехом – над некоторыми работали профессиональные дизайнеры. Имеются «модные модели» со шнуровкой или на платформе, а также валенки-коньки. Высота голенища также может быть самой разной. Есть валенки-игрушки с носами, глазками и ушами. При этом практически каждая пара валенок, представленных в музее, вполне пригодна для носки снежной морозной зимой.

Самый старый выставленный в музее валенок сделали еще в конце XIX века, и он отлично сохранился. Этот древний экземпляр лишний раз доказывает, что валенки – не только теплая, но и практичная прочная обувь. Конечно, для условий города валенки не очень подходят. В основном из-за агрессивных химических веществ, которыми посыпают и поливают городские дороги зимой. Но для зимних поездок за город валенки – идеальный вариант обуви.

В музее «Русские валенки» можно не только с удовольствием рассмотреть все экспонаты и узнать об их истории, технологии изготовления, но и купить пару для себя или своих близких, а также получить рекомендации по носке и хранению этой уникальной обуви. Гости музея довольно часто приобретают понравившиеся экспонаты, поэтому выставка постоянно меняется, обновляется.

Интересные факты про валенки

Обычно валенки делают из овечьей шерсти. Но бывают козьи, верблюжьи и даже собачьи валенки.

На изготовление одной пары уходит в зависимости от размера от 4 до 7 килограммов шерсти.

Среди валенок есть свои рекордсмены. На место в Книге рекордов Гиннесса претендуют два валенка-гиганта. Один, 120-го размера, высотой 157 см и весом 7,5 кг, был сделан в селе Кубенском под Вологдой. Другой, еще громаднее, сваляли в Семипалатинске. Его высота - 178 см, вес - 16,5 кг, а размерчик как раз впору Гулливеру - 146-й!

В свое время огромные валенки смастерили по спецзаказу для Олега Попова - клоун запрыгивал в них во время трюка.

Чемпионаты по метанию валенок уже несколько лет проходят в Пятигорске и в Сыктывкаре. Как говорят участники, главное в валенкометании не сила броска, а точность прицела, ведь валенок в силу своих специфических аэродинамических свойств часто капризничает и летит не по заданной траектории.

В 2002 году модельер Джанфранко Ферре создал специальную коллекцию валенок. А на зимней Олимпиаде - 2002 в Солт-Лейк-Сити российская сборная была патриотично обута в валенки с галошами.

В Иркутске вручается ежегодная журналистская премия «Золотой валенок» - за самые исключительные промахи и ляпы.

Пословицы, загадки и частушки про валенки

Валенки – исконно русская обувь. И в русском фольклоре достаточно загадок, пословиц и частушек, посвященных валенкам.

 

Загадки

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой

Утром – в школу,

Днём – домой.

 

Знает взрослый человек,

Знает даже маленький.

Чтоб зимою не болеть

Надевают………..

 

Тёплые, удобные

Ноги согревают,

Долго, долго по сугробам

Ходить позволяют?

 

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки

В них мы бегаем зимой,

Утром – в садик,

Днём – домой!

 

Пословицы

С умного по шерстинке – дураку валенки.

Сани и валенки готовь с лета.

Прост, как сибирский валенок.

Кто раньше встал, тот и валенки одел.

 

Частушки

Сидя на завалинке

Подшивал дед валенки.

К нему бабка подошла

Дедка бросил все дела.

 

На окошке два цветочка

Голубой да аленький,

Я возьму да променяю

Сапоги на валенки.

 

Я частушки пропою

Про пимы да валенки

Гармонист мне подыграет

Сидя у завалинки.

 

А мне милый подарил

Пимы – самокаты,

Каждый вечер провожал

Он меня до хаты.

 

Эх, кто к нам идет

Широко шагает,

Рыжи валенки одел,

Чего–то воображает.

 

Мы не знаем как у вас

А у нас на даче,

Ходит в валенках народ

И не как иначе!

 

Глазки я свои накрашу

Губки ярко подведу,

Новы валенки обую

На свидание пойду.

 

Огонек в глазах сверкает

Знать душою молода!

В валенках зимой гуляю

Не берут меня года.

 

Хорошо гармонь играет

Душу рвет на части,

Я как валенки куплю

Забуду все несчастья.

 

Буду в валенках плясать

Это очень просто

Буду, девочки, гулять

Лет до девяносто.

 

Президент Медведев Дмитрий

Поступает очень хитро:

Летом туфли обувает -

Зимой в валенках шагает!


 

Поиск по сайту

Голосование

Какие семейные традиции передаются из поколения в поколение в вашей семье?
 

Читать подано

Халед Хоссейни «Бегущий за ветром»