Главная
Голосование
На Ваш взгляд, семейное чтение – это:
 

Поиск по сайту

Игра и дети


Играем с малышами



Ветрова, В. В. Во что играть с ребенком до 3- лет. - Москва: ТЦ Сфера, 2008. - 176с. - (Ранний возраст).

В книге собраны детские песенки, потешки, считалки, стишки и игровые материалы, которые не только забавляют маленького ребенка, но и развивают его речь и восприятие, обучают навыкам поведения.

 


Кантор, С.И. Развивающие игры. От 1 до 3 лет. – 2-е изд.- Москва: Айрис- пресс, 2009. - 160с.- (Внимание: дети!).

В книге представлено большое количество развивающих игр для малышей. Игры распределены по темам в зависимости от того, на развитие каких качеств они направлены в большей степени: физическое развитие, мелкая моторика, умственные способности, развитие речи и т.д.


Кузнецова, А.Е. Лучшие развивающие игры для детей от года до трех лет. – Москва: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. ХХ1 век». - 2008. -  180с. – («Учимся играючи», «Азбука развития»).

Игры, вошедшие в этот сборник, помогут в увлекательной форме обучать детей, знакомить их с окружающим миром, развивать память, внимание, наблюдательность. Играя, малыш научится правильно говорить, пополнит словарный запас, овладеет навыками сравнительного анализа. Кроме того, здесь представлены игры, направленные на физическое развитие детей.


Литвинова, М.Ф.  Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. – Москва: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. - 92с.

Цель данного пособия - помочь воспитателям эффективно и разнообразно организовать двигательную активность детей раннего возраста. Автором разработано, систематизировано и апробировано свыше 80 игровых сюжетов. Особое внимание уделено конкретным методическим рекомендациям: как заинтересовать детей, как усложнить задания, как поддержать ребенка в стремлении точно выполнить нужное движение и т.д.


Матвеичева, Л.А. Игры, праздники, развивающие занятия в детском саду. Сотрудничество детей и родителей. - Ярославль: Академия развития, 2009.- 112с. - (Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям).

Формирование гармоничных детско-родительских отношений актуально в современном семейном воспитании. Одной из эффективных форм взаимодействия детей и взрослых является семейный клуб. В пособии представлен обширный практический материал в виде конспектов проведения занятий в семейных клубах (родители и дети 2-4 лет).


Никитина, Н.В. Матрешкина школа: обучающие игры, увлекательные задания и поучительные истории для детей. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.- 128с.: ил.- (Мир вашего ребенка).

Эта книге представлен опыт работы и дневник наблюдений разных возрастных групп детей методистом детского комбината.

 

 


Статьи из журналов

Бурейшина О. М. Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста // Дошкольная педагогика. – 2014. - № 3. – С. 61-67.

В статье представлен опыт работы по разработке комплекса дидактических игр по формированию сенсорных представлений у детей раннего возраста. Дидактические игры с детьми от 1-го до 3-х лет направлены на последовательное развитие у них восприятия цвета, формы, величины предметов.

Васильева, Л. В. Игры для формирования навыков общения у детей раннего возраста // Дошкольная педагогика. – 2014. - № 1. – С. 67-70.

В статье рассмотрены варианты игр, направленных на формирование навыков общения у детей младшего возраста. Предложенные игры использовать в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Лукманова, Л. Игровые дни с детьми 2-3 лет в Центре игровой поддержки ребенка / Л. Лукманова, Ю. Амрахова // Дошкольное воспитание. – 2015. - №6. – С. 72-79.

Познакомить малышей с новыми играми-забавами для развития силы рук, соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев. Научить замыкать круг, закрашивать круг штрихами. Формировать навык расстегивания и застегивания прищепок, усваивать сенсорные эталоны (цвет).


Пальчиковые игры


Известно, что развитию интеллекта и речи ребенка, подготовке к обучению в школе, а также положительному воздействию на весь организм малыша в целом способствует ловкая и слаженная работа детских пальчиков. Именно поэтому важно предоставить ребенку как можно больше возможностей для развития пальчиков.

Конечно, каждая заботливая мамочка должна знать пальчиковые игры, показывать их своему малышу и играть вместе с ним.

Предлагаем список литературы, которая поможет глубже познакомиться с данной темой и выбрать необходимые для Вашего ребенка упражнения.

Книги

Диченскова, А.М. Страна пальчиковых игр: идеи для развития мелкой моторики. – Изд. 2-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 220 с.: ил. – (Мир вашего ребенка).

В книге – развивающие пальчиковые игры и упражнения, забавные стихотворения. Эти игры, как правило, сопровождаются массажем, который тонизирует весь организм малыша, поднимает иммунитет и улучшает настроение и ребенку, и его маме.

В конце книги содержатся сценарии для коротких спектаклей, которые помогут в игровой форме развить мелкую моторику ребенка.


Новиковская, О.А. 1000 забавных пальчиковых игр. – Москва: Астрель; Санкт-Петербург: Сова; Владимир: ВКТ, 2011. – 224 с.: ил.

Пальчиковые игры - самая эффективная игровая методика развития мелкой моторики. Книга адресована родителям, воспитателям, гувернерам.

 

 

 


Лебедева, А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: коррекционно – развивающая программа. – Москва: Школьная пресса, 2002. – 32 с.

Пособие содержит различные задания и упражнения, направленные на развитие двигательных умений и способностей ребенка, а также свойств психики. Они способствуют общему оздоровлению и укреплению организма детей.

 


Ращупкина, С.Ю. Пальчиковые развивалки: развивающие игры для детей. – Москва: Эксмо, 2010. – 320 с. – (Ребенок. Развивающие игры).

Развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное место в ваших занятиях с ребенком. Игры с пальчиками часто нравятся малышам, стимулируют творческие способности, фантазию и речь, помогают ускорить процесс овладения словами, а впоследствии - избежать проблем с письмом в школе.


Ткаченко, Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. – Москва: Из-во Эксмо, 2005. – 104 с.: ил.

Если вы хотите, чтобы речь ребёнка стала более чёткой и правильной, его работоспособность, внимание и умственная активность повысились, общая и мелкая моторика оказались совершеннее, — эта книга для вас!


Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – Санкт-Петербург: «Лань», 2000. – 32 с.

Занятия, содержащиеся в данном пособии, способствуют развитию мелкой моторики рук и высших корковых функций (память, внимание, мышление, воображение). Пособие знакомит детей с геометрическими фигурами, со счетом.

 

 


Черенкова, Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – Москва: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «Дом. XXIвек», 2008. – 186с. – («Учимся играючи», «Азбука развития»).

Эта книга, в которой собраны лучшие "пальчиковые" игры, станет незаменимым подспорьем, надежным помощником в воспитании вашего ребенка, позволит ему сформировать необходимые навыки мышления и речевого общения, подготовить руку к письму, вырасти восприимчивым к новой информации и смышленым.


Статьи из журналов

Алексеева, Т. В. Диагностика и развитие мелкой моторики как направление образовательной деятельности детей в детском саду и начальной школе // Современный детский сад. – 2013. - № 4. – С. 40-44.

Мониторинг развития мелкой моторики рук как направления профилактики будущих трудностей воспитанников детского сада.

Береснева, А. Жестовые игры // Игра и дети. – 2014. - № 4. – С. 6-7.

Примеры рифмованных пальчиковых и жестовых игр, где содержание стихотворений изображается с помощью движения рук и пальцев.

Бикина, Н. В. Железнодорожная тематика в коррекционной работе / Н. В. Бикина, О. В. Вялкова // Ребёнок в детском саду. – 2013. - № 4. – С. 16-21.

Из опыта работы НДОУ № 45 000 «РЖД» (Москва). Пальчиковые игры, звучалки, считалки, которые сочиняют сами дети знакомят со спецификой работы железнодорожного транспорта.

Воронина, Ф.А. Пособия для развития мелкой моторики рук // Ребенок в детском саду. – 2009. - №4. – С. 19-22.

Дидактические игры для детей раннего возраста.

Гре, О. «Красная шапочка»: «пальчиковый» кукольный театр // Игра и дети. – 2014. - № 3. – С.36-37.

Пример кукольного спектакля, где используются самодельные куклы из картона с дырочками.

Деникеева, Ф. Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц / Ф. Деникеева, Ф. Галиева, К. Ахунова, Ф. Стрелкова, В. Сычугова, С. Коновалова // Дошкольное воспитание. – 2013. - №2. – С.69-72.

Конспект занятия для детей с нарушением интеллекта 3-го года обучения «Путешествие в Пуговичную страну».

Дьяконова, Т. Потешки для пальчиков // Обруч. – 2009. - №5. – С. 22-25.

Сопровождение гимнастики рифмованными сказками и потешками, которые сочинили воспитатели г. Перми.

Ермолаева, Н. «Пальчиковые» инсценировки // Игра и дети. – 2013. - № 4. – С. 14.

Примеры инсценировок рифмованных историй при помощи пальцев.

Жабина, А. С. Развитие мелкой моторики у дошкольников: самомассаж кисти и пальцев рук // Дошкольная педагогика. – 2014. - № 4. – С. 52-53.

Комплекс упражнений для стимулирования речевого развития детей путем тренировки движений пальцев рук.

Завгородняя, О.И. Развитие тонких движений пальцев у детей с нарушениями речи // Дошкольная педагогика. – 2012. - №9. – С. 56-58.

Карасюк, Н.Н. Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников: практикум для родителей // Дошкольная педагогика. – 2011. - №1. – С. 63-67.

Нартова, И. Развиваем мелкую моторику // Дошкольное воспитание. – 2015. - №4. – С. 83-86.

Игры с пальчиками с обязательным проговариванием текстов. Игры можно использовать как разминку на фронтальных занятиях.

Из опыта работы ДОУ г. Дмитрова. Примеры пальчиковых упражнений, разделенные на группы по определенному назначению.

Родина, И. О. Занятия и развлечения с использованием пальчиковых игр // Ребёнок в детском саду. – 2014. - № 1. – С. 53-56.

Занятия на развитие воображения, речи, мелкой моторики рук с использованием разных приёмов: дидактическая игра «Найди и разложи», игра-драматизация по сказке «Про Курочку Рябу», инсценировка потешек при помощи пальцев и кистей рук.

Савельева, А. Заиграю вновь в дуду, только дух переведу // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2008. - №9. – С. 4-8.

Статья о том, как научить ребенка не только правильно говорить, но и развивать мелкую моторику.

Сенникова, С. А. Комплексы упражнений пальчиковой гимнастики // Ребёнок в детском саду. – 2016. - №1. – С. 51-58.

Комплексы упражнений пальчиковой гимнастики для детей 3 – 7 лет «Весёлые приключения пальчиков» можно включать в любую деятельность детей в течение дня.

Шперлинг, Е. Развитие мелкой моторики средствами декоративно – прикладного искусства // Дошкольное воспитание. – 2011. - №7. – С. 45-48.

Занятие по аппликации для детей старшей группы.

Юматова, Д.Б. Здоровье на кончиках пальцев // Дошкольная педагогика. – 2013. - №1. – С. 42-46.

Развитие мелкой моторики рук у детей с речевой патологией с применением ортобиотических методов и приемов.

Яблинская, Т.А. Сопряженная гимнастика, или Театр пальчиков и языка / Т.А. Яблинская, Е.М. Силантьева // Ребенок в детском саду. – 2008. - №2. – С. 42-46.

Комплекс упражнений по сопряженной гимнастике для пальцев и языка. Упражнения можно использовать как психогимнастику или разминку.

Интернет-ресурсы

Пальчиковые игры [Электронный ресурс] // Чудесная страна : [детский сайт для родителей] – Режим доступа: http://www.chudesnayastrana.ru/palchikovie-igri.htm (10.04.2013).

Пальчиковые игры [Электронный ресурс] // Мама в сети: чтобы знать больше о малышах: [сайт] – Режим доступа: http://maminsite.ru/early.files/early8.html (10.04.2013).

Пальчиковые игры [Электронный ресурс] // Солнышко: [сайт] / Т. Евтюкова. – Режим доступа: http://www.solnet.ee/parents/p13_00.html (10.04.2013).

Пальчиковые игры [Электронный ресурс] // Умные детки: сайт для заботливых пап и мам: [сайт] - Режим доступа: http://www.umnyedetki.ru/palchik_igry.html (10.04.2013).

Пальчиковые игры [Электронный ресурс] // Маленький человечек: [сайт] - Режим доступа: http://littlhuman.ru/522/ (10.04.2013).

Пальчиковые игры [Электронный ресурс] // Раннее развитие детей: [сайт] – Режим доступа: http://www.razumniki.ru/palgames.html (10.04.2013).

Пальчиковые игры с потешками[Электронный ресурс] // Все для детей: [сайт] – Режим доступа: http://allforchildren.ru/kidfun/poteshki18.php (10.04.2013).


Дошкольник и компьютер



Никитина, М. В. Ребенок за компьютером. – Москва: Эксмо, 2006. – 288 с.: ил. – (Настольная книга молодой мамы)

Если у вас дома есть компьютер, то это не останется незамеченным для ребёнка – рано или поздно придется малыша познакомить с ним. И тут у родителей возникает множество вопросов: когда и с чего начать знакомство с компьютером, вредно ли ребёнку работать за компьютером, какие программы из развлекательных и обучающих лучше купить и многое другое. Книга расскажет, как использовать компьютер для развития малыша от года до восьми лет.


Бучкова, А. Современные гаджеты, девайсы и интернет. Как воспитывать детей в таких условиях? // Дошкольное воспитание. – 2017. - № 1. – С. 67-73.

О вреде и пользе раннего приобщения ребёнка к девайсам и интернету.


Васина, Ю. Использование компьютера в процессе обучения детей дошкольного возраста // Воспитание дошкольников. – 2010.- №5. – С.21-25.

Возможности использования компьютера для обучения и развития детей (опосредованное и непосредственное обучение).


Гладышева, Г. Компьютеры в детском саду / Г. Гладышева, Г. Митина // Игра и дети. – 2010. - №3. – С. 7-11.

Конспект развивающего занятия с использованием компьютерных игр для детей старшего дошкольного возраста. Анкета для родителей «Мой ребенок за компьютером». Признаки развития зависимости у ребенка.


Гуртовая, Л.Н. Компьютер и дошкольник // Современный детский сад – 2012. - №6. - С. 67-71.

Формирование информационной культуры у детей дошкольного возраста.


Дёмина, К. Как оторвать детей от компьютера? // Игра и дети. – 2014. - № 3. – С. 26-28.

Советы специалиста по детской психологии.


Денисова, Т. Компьютер в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. – 2011. - №2. – С. 74-76.

Конспект развивающего занятия «Зимушка – зима» с использованием компьютера.


Денисова, Т. Р. Компьютер в детском саду // Ребенок в детском саду. – 2010. - №2. – С. 66-69; №3. – С. 77-79.

Конспекты занятий «Компьютер в нашей жизни», «Устройство компьютера», «Знакомство с монитором и мышью», «Знакомство с клавиатурой».


Емченко, С. А. Компьютерные средства обучения в индивидуальной работе с дошкольниками // Дошкольная педагогика. – 2014. - № 9. – С. 37-41.

О включении в педагогический процесс специализированных компьютерных логопедических программ, которые позволяют успешно моделировать развивающую учебную среду и эффективно решать коррекционные задачи.


Ефимов, И. О. О вреде и пользе компьютера и телевизора // Дошкольная педагогика. – 2010. - №5. – С. 8-10.

В статье рассмотрены основные аргументы, свидетельствующие о вреде компьютера, а также доступные меры борьбы с вредоносными факторами.


Картавенко, Л. Д. Компьютер в детском саду // Ребенок в детском саду. – 2009. - №1. – С. 60-61.

«Умные пазлы» - занятие с элементами ФЭМП для воспитанников старшей группы.


Клопотова, Е. Компьютерные игры в жизни современных дошкольников / Е. Клопотова, Ю. Романова // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 7. – С. 97-103.

В статье представлены взгляды отечественных и зарубежных исследователей на проблему влияния компьютерных игр на личностное и познавательное развитие ребенка.


Краснова, И. Н. Осторожно! Компьютерные игры! // Дошкольная педагогика. – 2014. - № 9. – С. 42-45.

О негативном влиянии компьютерных игр на развитие речи детей. Основные жанры компьютерных игр для детей по жанрам, целям, содержанию.


Кусраева, Ю. А. Мой друг – компьютер // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2010. - №6. – С. 36-37.

Родительская гостиная (беседа с родителями о развивающих игровых программах, о нормах и правилах работы с компьютерами).


Никитина, О. Ю. Компьютерные игры для детей // Ребенок в детском саду. – 2009. - №1. – С. 62-63.

Как выбрать игру для ребенка, как познакомить ребенка с игрой, примеры познавательных компьютерных игр.


Примочкин, Б. Интернет-зависимый ребёнок: что делать? // Игра и дети. – 2013. - № 3. – С. 34-35.

Стратегия и тактика взрослых, когда ребенок только начинает осваивать компьютер. Модели поведения и основные опасения родителей. Советы психолога.


Прохорова, С. Мой ребенок и компьютер / С. Прохорова, И. Сибгатуллова // Игра и дети. – 2012. - №1. – С. 29-31.

Тест-игра для родителей «Возрастной портрет моего ребенка, воздействие, оказываемое компьютером на это развитие», а также советы детям и родителям.


Скуратова, К. В. Ребенок и компьютер // Ребенок в детском саду. – 2011. - №4. – С.86-87.

Решение проблемной ситуации: «Ребенок и компьютер».


Степанова, М. И. Правила безопасного общения с компьютером // Дошкольная педагогика. – 2010. - №3. – С. 4-8.

Общие правила организации освещения, профилактическая гимнастика для дошкольников.


Фомина, Л. Рисуем на компьютере с помощью текстового редактора MICROSOFTWORD // Дошкольное воспитание. – 2011. - №2. - С. 77-78.


Сайты для дошкольников:

Детские электронные презентации и клипы [Электронный ресурс] : [сайт] /  Виктория Кузнецова 2006-2018. – Режим доступа: https://viki.rdf.ru (20.10.2020)

Сайт, где размещено множество ярких и красочных презентаций для детей, структурированных по разным темам и областям знаний.

Дошкольники [Электронный ресурс] : [сайт]. – Режим доступа: http://www.doshkolniki.com (07.12.2012).

Детский сайт, на котором много полезной информации для детей и родителей! Детские песни, детский кроссворды онлайн бесплатно, стихи для детей, мультфильмы для детей бесплатно, обучение онлайн для дошкольников, игры онлайн, для родителей - фотомонтаж онлайн бесплатно, создание анимации онлайн из фото и многое другое.

Потому.ру [Электронный ресурс] : [сайт]. – Режим доступа: https://potomy.ru (20.10.2020)

Познавательный детский ресурс ответит на множество ответов на интересующие вашего ребёнка вопросы, но и сможете задать свои собственные. Ответят на вопросы замечательные педагоги и воспитатели детских садов, которые умеют объяснить сложные вещи доступным для детей языком.

Солнышко [Электронный ресурс] : [сайт] / Т. Евтюкова. – Режим доступа: http://www.solnet.ee (07.12.2012).

Познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов. Публикация обучающих компьютерных игр; виртуальных уроков для малышей по географии, химии, физике, экономике, иностранным языкам; оригинальных макетов развивающих и праздничных стенгазет; сценариев детских праздников; статей о развитии и обучении детей. Проведение викторин и конкурсов рисунков, поделок, фотографий, стихов, рассказов.

Делаем с детьми [Электронный ресурс] : [сайт] / Л. Данилова. – Режим доступа: https://danilova.ru/master/kids.htm (20.10.2020)

Все дети любят делать поделки. Давайте научим детей работать с бумагой и картоном, глиной и нитками. А потом пусть придумывают они свои - новые поделки!

Ко-ко-ко kids [Электронный ресурс] : [блог]. – Режим доступа: http://www.kokokokids.ru  (20.10.2020)

Этот блог рассказывает о том, что можно сделать вместе с детьми или для них — о хороших играх, разных способах рисования и о других видах творчества для самых маленьких.

Кроме того, здесь делятся интересными ссылками, любимыми книгами, идеями для праздников и подарков, музыкой и мультфильмами.

Своими руками [Электронный ресурс] : [сайт]. – Режим доступа: https://svoimirukamy.com/category/detskie-podelki  (20.10.2020)

Поделки своими руками из разных материалов, поделки для дома, детские поделки.

Теремок [Электронный ресурс] : [сайт]. – Режим доступа: http://www.teremoc.ru  (07.12.2012).

На сайте представлены такие разделы как: «Мультфильмы», «Детские игры», «Прикольный досуг», «Лопотушки», «Детское творчество». Здесь все всегда будут желанными гостями. Здесь можно вместе учиться, играть и веселиться, смотреть мультфильмы, разгадывать загадки и ребусы. В «Теремке» каждый найдет для себя что-то интересное.

Detskiy– mir.net: Твой детский мир [Электронный ресурс] : [сайт]. – Режим доступа: http://www.detskiy-mir.net (07.12.2012).

Сайт для дошкольников, школьников, подростков и родителей. Дети могут почитать гороскопы, поиграть в различные игры, отгадать кроссворды и поработать с флеш-раскрасками.  Есть раздел «Для родителей» с множеством полезной информации.

Игровые сайты

Играемся [Электронный ресурс] : [сайт]. – М., 2012. – Режим доступа: http://www.igraemsa.ru (07.12.2012).  

Сайт детских онлайн игр «Играемся». На нем можно найти игры на общее развитие ребёнка, игры на внимание и память, логику и мышление, различные раскраски, пазлы, ребусы, загадки, головоломки, а также многие другие интересные задания.

Фиксики [Электронный ресурс] : [сайт]. - Режим доступа: http://fixiki.ru (21.10. 2020).

Увлекательные, продуманные, умные истории и игры для дошкольников.

Шарарам [Электронный ресурс] : [сайт]. -– Режим доступа: https://www.shararam.ru (21.10. 2020).

Шарарам — это сетевая многопользовательская онлайн игра по мотивам популярного анимационного сериала «Смешарики» для детей 6-12 лет. Здесь они могут общаться, развлекаться и учиться. Главные ценности проекта: модерируемый дружелюбный мир и отсутствие насилия. Играя, ребёнок обучается, познаёт окружающий мир и самого себя. Приключения со Смешариками развивают память, внимательность, скорость реакции и творческие способности. Также у ребёнка есть возможность закрепить знания, полученные на уроках. Некоторые игры и викторины основаны на предметах школьной программы.

Подготовка к школе

Адалин [Электронный ресурс] : [сайт]. – Режим доступа: http://adalin.mospsy.ru (21.10.2020).

Подготовка ребенка к школе, преодоление детских страхов, повышенной тревожности, застенчивости, агрессивности, гиперактивности. Детские поделки на 23 февраля и 8 марта. Советы психологов. Психологические тесты.

Раннее развитие детей [Электронный ресурс] : [сайт]. / Л. Данилова. – Режим доступа: https://danilova.ru/publication/shcool.htm (21.10.2020)

Информационный портал для заботливых родителей.

В разделе «Скоро в школу» разговор идет о детях старшего дошкольного возраста. Как подготовить ребенка к школе - физически и психологически. Чему учить ребенка. Как выбирать школу. Обсуждение темы «А не будет ли хорошо подготовленному ребенку скучно в школе» и многое другое.

Представленные в списке книги и журналы вы можете взять в городской детско-юношеской библиотеке (ул. Дзержинского, д. 53, тел. 8 (900) 943-08-03)

 
Понравилcя материал? Поделись с друзьями!
Читать подано
Андрей Иванов «Комьюнити»

    

Яндекс.Метрика