Главная
Голосование
Какая известная литературная мышь ближе вам в год мыши?
 
Поиск по сайту

Новое в журналах за октябрь-декабрь 2018 года


Декабрьский номер журнала — во многом итоговый: вспоминаются события, встречи, даты, люди…

Климова, Г. Пасташутта: повесть // Дружба народов. - 2018. - № 12.

В повести Галины Климовой художественный вымысел сочетается с архивными документами. Это история судьбы двух сестер на фоне Кремлевской жизни 20-30-х годов прошлого века.

Аранов, М. Баржа смерти: главы из романа // Дружба народа. – 2018. - № 12.

Горькие, пронзительные главы из романа «Баржа смерти» — о времени слома личностей: страшных 30-х и трагических 40-х. Семейная сага, доказывающая, что все-таки можно оставаться человеком в душегубке времени. И быть счастливым.


Журнал «Дружба народов» № 11 для детей и о детях. Его тема — школа.

Иванов, А. Пищеблок: фрагмент романа // Дружба народов. – 2018. - № 11.

Фрагменты романа «Пищеблок» - первая часть новой книги А. Иванова. Автор исторических бестселлеров берет за основу классическую детскую страшилку и разворачивает ее в абсурдно серьезный, остросюжетный, смешной и ностальгический сюжет про банду пионеров-вампиров, орудующую в советском пионерлагере во время Олимпиады-80.

Серебрянский Ю. Алтыншаш: повесть // Дружба народов. - 2018. - № 11.

Драматичная и нежная повесть родилась из встреч с выселенными в 1936 году с Украины в Казахстан поляками и их детьми и внуками.

Корниенко И. Алаведерчи. Петрушкина азбука: повесть // Дружба народов. – 2018. - № 11.

В своей повести Игорь Корниенко рассказывает о романтике мальчишеской дружбы, о понимании того, что детство – это, бесспорно, на букву «В» - Вечность.


Шамшурин, В. Виктор: повесть // Дружба народов. — 2018. — № 10.

Современная повесть о начале взрослой жизни современного героя — студента Виктора, сдавшего последнюю сессию.



Сергеев, С. В паутине // Звезда. – 2018. - № 12.

Сергей Сергеев считал, что «собственные свидетельства о злодеяниях Сталина потрясут всю страну. Так родилась идея мемуаров «В паутине», над которыми он работал в конце 60-х годов». Это воспоминания узника ГУЛАГа от ареста до реабилитации. В тексте воспоминаний Сергеев дает объяснение: паутина – это ложь, несправедливые обвинения, по которым арестовывали людей. Паук, плетущий паутину, – НКВД, исполнявший волю Сталина.


Журнал «Звезда» № 11 дает представление о культурном процессе современной Польши.

В номере представлены проза, поэзия, эссеистика. Читатель найдет материалы, рассказывающие не только о Польше, но и о России: обширное эссе известного литератора Адама Поморского «Анна всея земли» – об Анне Ахматовой и драматическую историю русского мыслителя, рассказанную Магдаленой Гроховской «Философов в Польше». В номере присутствуют неожиданные и увлекательные работы, например, дневник молодого польского писателя Михала Ксенжека, который прошел по сегодняшней Якутии путями польских ссыльных, ставших крупнейшими исследователями якутской культуры.


Чижова, Е. Город, написанный по памяти: роман // Звезда. - 2018. - № 10.

Елена Чижова – прозаик, переводчик, эссеист. Лауреат премии «Русский букер» - 2009 за книгу «Время женщин».

В своем новом романе автор рассказывает историю своего рода. Рано или поздно все мы подводим итоги своей жизни, глядя на нее сквозь призму воспоминаний. Счастливы те, у кого их много, чьи родственники не боялись в советское время рассказывать детям и внукам правду. У Елены Чижовой таких воспоминаний много, истории бабушки, прабабушки, ее собственные детские о пережитом в блокаду. А вот мужчин в повествованиях мало,— не жильцы они были в этой семье.



Тендряков, В. Исповедь счастливого человека // Знамя. - 2018. - № 12.

Взгляд на историю страны глазами поколения «комиссаров в пыльных шлемах». Именно они были кумирами мальчишек, родившихся в начале 1920-х годов. Именно с ними позже произошел болезненный разрыв поколения шестидесятников. Как выходили в люди и чем жили те, кто на своем горбу тянул страну в войну, голод, разруху? На чем держалась наивная вера в светлое будущее?

Ставецкий, В. Жизнь А.Г.: роман // Знамя. — 2018. - № 11, 12.

Роман молодого автора - абсолютный вымысел, в котором считываются актуальные смыслы. Несмотря на молодость, писатель уже заявил о себе как о многообещающем прозаике и был удостоен ежегодной премии журнала «Знамя». Он обладает даром проникновения в психологию совершенно других по национальности, опыту, стране проживания людей.

Место действия - Испания 1930-1940-х годов, но с тем же успехом это могла быть любая другая страна, где живут люди с горячей кровью. Диктатор – это и должность, и призвание, особый склад характера, где гордыня главенствует над всем, а неистовая энергетика заставляет людей подчиняться. Но время диктаторов прошло, один застрелился, другой повешен, а третьему выбрана роль клоуна на потеху народу. Авельянеду (так зовут главного героя) в железной клетке будут выставлять на поругание в разных городах Испании. По три дня на город. Разумеется, с охраной, чтобы ценного клоуна не убили раньше времени. Роман о силе духа человека, избранного судьбой. Глубина его падения была равна высоте взлета.


Журнал «Знамя» № 11 отличается перекличкой нового и старого, соседством признанных мастеров с дебютантами в литературе.

Богуславская, О. Воспитание читателя: английское ноу-хау: статья // Знамя. – 2018. - № 11.

Кандидат филологических наук, литературный критик, постоянный автор журнала Ольга Богуславская рассматривает различия воспитания молодого поколения на примере англоязычной литературы. Обилие литературных жанров в Англии помогает юному читателю подготовиться к жизни без прикрас, в то время как отечественная литература предпочитает «воспитывать детей на лучших образцах», предлагая читать то, что читали в детстве их родители.

Зорин, Л. Тайны молчания: повесть // Знамя. – 2018. - № 11.

Мэтр прозы и драматургии в последнее десятилетие открыл для себя и разрабатывает для читателя особый, индивидуальный литературный жанр – небольшой, компактной сюжетной повести (или большого рассказа - long story) с непременным автобиографическим флером, сочетая повествовательную условность с безусловной достоверностью.


Османова, Ф. Ламбада: повесть // Знамя. — 2018. — № 10.

Место действия - Казахстан. 80-е годы XX века, период перестройки, когда в республиках СССР началась активная борьба за свою независимость. Воспоминания счастливой юности, проведенной в маленьком  ауле, перемежаются с воспоминаниями бабушки главной героини. Они то и представляют главный интерес. Бабушку совсем молодой девушкой депортировали в Крым вместе со всем поселением. Писательница достоверно отображает все процессы, происходящие в те годы: притеснение русских и их отъезд из республик, требование говорить только на национальном языке, многочисленные межнациональные конфликты. Автор повести создает интересные психологические портреты людей различных национальностей, живущих в Казахстане: русских, евреев, грузин, молдаван, крымских татар.

Почему повесть называется «Ламбада»? Популярный в те годы танец ламбада давал жителям Советского Союза какое-то ощущение свободы, «еще не совсем понятной, далекой, едва уловимой». Всем, кто застал этот сложный период в истории СССР, будет интересно взглянуть на него с точки зрения автора повести.


 


Артёмов, В. Император: роман // Москва. – 2018. - № № 11, 12; 2019. -  № 1.

Владислав Артемов - поэт, прозаик, главный редактор журнала «Москва». В его активе: Всероссийская литературная премия имени генералиссимуса А.В. Суворова, премия имени А. Фета, премия имени С. Есенина, победа на международном конкурсе «Литературная Россия» и внушительный перечень серьёзных художественных и биографических произведений, справочной и учебной литературы.

Роман «Император» о противостоянии маленького человека напору мирового зла. Даже если человек поддался трём известным искушениям - богатства, славы и власти, у него до последнего часа остаётся возможность избавления. Борьба наиболее эффективна, когда человек сражается в одиночку. В наше время верить можно только себе, опираться только на свои силы. Но при этом, по русскому обычаю, твёрдо уповать на Божью помощь. В тексте можно разглядеть намеки на роман «Мастер и Маргарита». Только автор попытался сыграть «на этой стороне».

Главный герой романа получает мешок денег, который по глупости отдает бомжу. Не поверил он своему счастью! Деньги требуют вернуть, герой проходит все круги ада, но получает весьма заманчивое предложение. Нужно только поступиться принципами, и все будет хорошо. Может быть…


Галактионова, В. Зона ветров: повесть // Москва. — 2018. — № 10.

Яркое живописное полотно выразительных женских образов — Великой Анны, Евдокии и других, которые пытаются жить в странном мире людей, в мире перевернутых смыслов и ищут в нем истину. Достойно осмысления многое: стремительно-глубинный сюжет, нравственная высота и достоверность, беспощадная пластика, неотразимая притягательность личностей.

Поляков, Ю. «Желание быть русским» // Москва. — 2018. — № 10.

Откровенные размышления известного писателя об этноэтике государственного строительства в России и ответы на вопросы: сможем ли мы вытащить Россию из пропасти смутного времени в этот раз? Что такое русский народ? Как определить «русского» сегодня?



Лиханов, Д. BIANKA. Жизнь белой суки: роман // Наш современник. – 2018. - № 12.

Роман про архангельский Север. Его можно поставить в один ряд с лучшими образцами русской классики – «Записками охотника» Тургенева или «Белым Бимом Чёрное ухо» Троепольского. В названии имя охотничьей лайки, но это произведение не столько о ее жизни, сколько о тех, кто ее окружает, — о собачьей жизни, как говорит сам автор.

«Повесть о человечности и подлости, доброте и предательстве. О Дружбе. И бескорыстной Любви. Автор бесстрашно погружает зрителя в мельчайшие подробности переживаний собаки. Игнорируя нетерпеливость сегодняшнего читателя, он так же неторопливо погружается в бесхитростный быт многочисленных персонажей романа, заглядывая в закоулки их существования. Лиханов заглядывает в глубину и закоулки нашего родного языка, смакуя удивительные народные слова, которые он открывает для нас, чтобы мы могли полюбоваться его богатством. Эта книга пропитана любовью к природе, ко всему живому, ко всем этим «по-чеховски» несостоявшимся людям. Движения сюжета неожиданны, но логичны, — какой на самом деле и является наша жизнь… Я прочитал эту книгу, удивляясь ее свежести и смелости». Андрон Кончаловский.


Лесцова, Н. Изба-читальня: повесть // Наш современник. – 2018. - № 11.

«Изба-читальня» раскрывает внутренний мир женщин, которых принято называть «бабы», их души и природные таланты. У героини повести Томки открылся талант к просветительству. Проработав всю жизнь библиотекарем, сама она книг не читала и не любила. Но, по воле судьбы, уже на пенсии, она открывает для себя огромный мир литературы, становится запойным книгочеем. И, конечно же, не может не поделиться своим открытием с подругами, соседками, односельчанами. И в селе, где давно уже списана и уничтожена библиотека, происходит чудо – возникает изба-читальня, и Томка вновь становится библиотекарем, только теперь уже осознанно и по зову сердца.


Лиханов, А. Свой среди своих // Наш современник. – 2018. - № 10.

Лауреат премии Ленинского комсомола, писатель Альберт Лиханов к 100-летию комсомола вспоминает свои школьные и студенческие комсомольские годы. Работая инструктором в аппарате ЦК ВЛКСМ, ему довелось принять участие в одном историческом деле – готовить все главенствующие документы для учреждения премии Ленинского комсомола.



Бердинских, В. Краткая история Гулага / В. Бердинских, В. Веремьев // Новый мир. - 2018. - №№№ 10, 11, 12.

ГУЛАГ навсегда с нами, навсегда в истории, а история не приписана к прошлому, история — вне времени. Тема ГУЛАГа – тема, во-первых, безбрежная, во-вторых, изначально политизированная (в диапазоне от Солженицына до Прилепина). Главы из исследования двух историков представляют собой попытку воспроизведения именно исторического явления, а оценки и комментарии этого явления авторы оставляют читателям.

Названия некоторых глав: «Апогей сталинщины и Гулаг (1946 – 1953 годы)», «"Оттепель" и попытки "реформирования" Гулага (1953 – 1960)», «"Граждане начальники" (кадры Гулага)», «Спецконтингенты» - классификация и характеристика различных (по социальному положению, полу, возрасту и т.д.).

Вишневецкий, И. Пламя: повесть // Новый мир. – 2018. - № 12.

В своей новой повести Игорь Вишневецкий выстраивает многоуровневую метафору «пламени», которую можно читать и как «пламя истории» (гражданская война в России, русская эмиграция 30-х годов США и Франции), как «пламя искусства» (русская балетная труппа, завоевывающая Европу и Америку), «пламя любви» (русская парижанка-балерина и двое мужчин).

Хафизов, О. Фриба мара: рассказ // Новый мир. – 2018.- № 12.

Рассказ про фразу японского военнопленного «работы много - фриба мара», последние два слова в которой в переводе с японского означают: «хлеба мало». Это фраза, которую отец автора услышал когда-то во время войны и которая самого повествователя заставляет вспомнить русский быт 90-х годов.


Манович, Л. Немец: рассказ // Новый мир. – 2018. - № 11.

Что может произойти, если в обычную московскую семью, с мамой-писательницей, уже махнувшей на себя рукой, с прабабушкой на ходунках и с уже затруднённым восприятием реальности, с отсутствующим папой, вселится (по обмену) немецкий школьник-старшеклассник? Как это событие изменит жизнь членов одной семьи?

Кочергин, И. Экспедиция: рассказ // Новый мир. — 2018. — № 11.

Герои Кочергина — тридцатилетние, образованные, трудоустроенные, бессемейные, «креативные» москвичи — пробуют не себя в условиях экспедиции, а, скорее, экспедицию, дающую без отягощения и серьезного риска побыть покорителями диких троп Восточной Сибири. Это рассказ о том, что такое на самом деле «путешествие» в нашей жизни, что такое наши «контакты с природой», что такое сегодня человек, считающий себя «современным».

Павловец, М. Литература в школе: сочинение предмета // Новый мир. — 2018. - № 11.

О литературе в школе, точнее – о написании сочинения на выпускных экзаменах, которого добились, наконец, противники ЕГЭ, но вот стала ли эта победа защитников художественной литературы в школе действительно победой? – «"возвращенное сочинение" оказалось попыткой вернуть прошлое, которого в таком виде никогда и не было», инициаторы возвращения «не учли, что любая спущенная сверху идея, пройдя множество бюрократических опосредований и фильтров, приобретает подчас совершенно неожиданную для своих авторов форму!».

Жолковский, А. Подмосковные пятисложники // Новый мир. - 2018. - № 11.

«Подмосковные вечера» - одна из самых популярных песен 50-х годов. Ее появление у автора, тогда молодого совсем еще филолога, вызвало иронию «разнообразием своей словесной нескладности», что странно, слова песни тем не менее остались в памяти, и вот через десятилетия Жолковский возвращается к тексту, когда-то бывшему предметом шуток, чтобы заново его прочитать со все возрастающим удивлением.


Есин, С. Смерть приходит по-английски: опыт биографической прозы // Новый мир. — 2018. – № 10.

Один из последних текстов Сергея Есина, очень похожий на мемуарный, но это не мемуары. Перед нами художественная проза с главным героем — писателем, возможно, имеющим биографию очень похожую на биографию автора. Его биография выстраивает художественную прозу, одной из сюжетообразующих линий которой становится история так и не завершившегося к старости героя овладения им английским языком.



Значительная часть декабрьского номера журнала по традиции посвящена рубрике «Новые имена».

Леонтьев, А. Варшава, Элохим!: роман // Октябрь. — 2018. — № 12.

Тяжелое, но необходимое чтение о Варшавском гетто в 1942 году, о фабрике смерти Треблинка. Читать трудно, но помнить надо. Молодому писателю удалось полностью погрузиться в тяжелую атмосферу еврейского варшавского гетто, обыденное зверство захватчиков и их прислужников, робкие проблески человечности в невыносимых условиях, достоинство и низость, притерпелость к злу большинства и отчаянные попытки меньшинства (не только евреев, но и поляков) этому злу хоть как-то противостоять. Главный герой, архитектор Отто Айзенштат, пытается не только выжить, но и жить – пусть даже и ценой собственной гибели… Отдельной темой идет реальная история педагога Януша Корчака, спасавшего детей, подобранных на улице, и погибшего вместе с ними в газовой камере.

Ретих, Д. Та самая костистая мексиканская марионетка: повесть // Октябрь. – 2018. - № 12.

В повести представлено совершенно неожиданное понимание смерти. Далекий северный поселок глазами его обитателей – жизнь, в которой реальность и видения переплетены до почти полной неразличимости, а дыхание смерти, то и дело кого-то навещающей, воспринимается как нечто каждодневное, привычное и обыденное, с чем надо просто сжиться и не роптать.


Журнал «Октябрь» № 11 посвящён «взрослым» произведениям детских писателей. Подзаголовок номера - «Детское чтение для взрослых».

Гильдина, Э. Коза торопится в лес: повесть // Октябрь. —2018. — № 11.

Повесть Эльзы Гильдиной для подростков принадлежит к популярному направлению Young Adult (дословно «молодые взрослые»). Подростки часто жестоки к окружающим, так они набираются опыта. А главная героиня - вчерашняя школьница Леся мало того, что росла без отца и матери, так еще и книгу пишет. А для этого нужно экспериментировать с людьми, вопросы каверзные задавать, подличать, а то и стать причиной чужой гибели. Все это она совершает без тени раскаяния, просто фиксирует. Материал на книгу набирается быстро.

Фетисов, Е. Письмо с подснежником: рассказ // Октябрь. — 2018. — № 11.

Героиню рассказа в новой стране зовут Тоей — так гораздо удобнее ее датским одноклассникам. Она учится, рассуждает, привыкает к новым традициям и новому климату, находит друзей и, конечно, влюбляется.

Бушковский, А. Рымба: роман // Октябрь. – 2018. -№№ 10, 11.

Действие романа происходит в Карелии. Писатель начинает свой «сказ» с истории происхождения деревни Рымба на острове. Каждая глава романа имеет историческое предисловие. Остров пережил и спокойные, и лихие времена. Войны и пожары заставляли жителей деревни строиться заново. В петровскую пору в Карелии строили оружейные заводы и корабельные верфи, поэтому жителей деревни сгоняли на строительство. Тяжело живет деревня и в наши дни: разваленное хозяйство (колхозы, совхозы позакрывали), заброшенные дома (в деревне осталось только три жилых дома), отсутствие перспектив на будущее. Удивительное дело, но царит в Рымбе мир и всякий, кто попадает туда, оказывается к месту, и каждому находится доброе дело.


Литвинец, Н. Выйти на площадь: рассказ // Октябрь. — 2018. - № 10.

Встреча со студенческим другом как момент истины. Что же все-таки считать успехом в жизни: покой и достаток или каждодневную трудную самореализацию, покой и достаток совершенно не гарантирующую? У каждого героя ответ свой. Предстоит ответить на этот вопрос и читателю.

В рубрике «Публицистика и критика» – диалог Дмитрия Быкова и Михаила Ефимова «Мережковский – из двух углов». Два полемических взгляда на произведения Мережковского в контексте его времени и времени нынешнего – частью совпадающих, частью – нет, местами провокативных, позволяющих во многом по-новому взглянуть на его творческое наследие.

Черчесов, А. Клад: почти болгарская повесть // Октябрь. — 2018. — № 10.

Повесть о жажде обитателей тихого болгарского села разыскать клад погибшего когда-то разбойника, которая, в конце концов, нашла свое воплощение — клад явился. Но воплощение это оказалось совсем не тем, чего они ожидали, и клад оказался вовсе не тем, о чем они так мечтали.



В 2018 году журнал представил много новых авторов. Заключительный номер года не стал исключением.

Галкин, С. Мамо: повесть // Север. – 2018. - № 11+12.

Сергей Галкин - дебютант журнала «Север». Герой его повести садится в поезд, чтобы попасть в город своего детства. Выясняется, что в дороге его ограбили. Тем не менее, путешествие в маленький украинский город даёт ключ к пониманию собственного прошлого, и герой открывает самых близких людей совершенно с другой стороны.

Титов, А. Обед на свежем воздухе: повесть // Север. – 2018. - № 11+12.

Перед сельским подростком встают взрослые проблемы. Его отец - хороший мастер, его ценят на работе, он добрый человек, а мать часто плачет. Всю отцовскую бригаду в качестве награды отправили в Ленинград. Вот тогда мальчик лицом к лицу сталкивается с безудержным пьянством отца, ему становится стыдно за него. Юный герой повести А. Титова борется за благополучие своей семьи, спасая отца от алкоголизма.

Гришин, В. Великое единство // Север. – 2018. - № 11+12.

Житель Осло Виктор Гришин, впервые публикующийся в журнале, поведал удивительную северную историю. Её герои – старик саами и пепельно-серый волк. Казалось бы, невозможный альянс, но свидетелем именно такого великого, мистического союза стал автор, путешествуя по Ловозерской тундре.


Верхоглядов, В. Памятники или номенклатурные истуканы? // Север. – 2018. - № 9+10.

На улицах Петрозаводска живут свои персонажи. Это памятники и бюсты, установленные в честь известных людей, связанных с историей города. Персонажами их сделал карельский историк и журналист Валерий Верхоглядов, с легким юмором поведав об истории их создания.



Декабрьский номер журнала «Иностранная литература» посвящен литературе Италии и называется он по-горьковски — Сказки об Италии.

Табукки, А. Круг; Yo me enamoré del aire; Бухарест ничуть не изменился; Синкопа: рассказы // Иностранная литература. – 2018.- № 12.

«Круг». Застолье в кругу семьи, но мысли гостьи устремляются по своему кругу… «Yo me enamoré del aire» — строка испанской песни, вместившей всю жизнь героя. «Бухарест ничуть не изменился» — лихорадочный монолог обитателя дома престарелых, заблудившегося на просторах собственной памяти. А герой рассказа «Синкопа» тоже заблудился, но не в прошедшем времени, а в настоящем.

Клементи, Д. Еврей: пьеса // Иностранная литература. – 2018. - № 12.

Рим, 1956 год. Зажиточным супругам показалось, что они мельком увидели чудом вернувшегося из концлагеря законного владельца имущества, с которым супруги успели сродниться за десять с лишним лет отсутствия хозяина. Перед супружеской четой стоит нравственный выбор: снова бедность или преступление…


Журнал «Иностранная литература» № 11 приурочен к столетней годовщине образования Литовской Республики и посвящен литовской литературе — классике ХХ века и современной словесности.

Янушите, Л. Ошибка наборщика: роман // Иностранная литература. — 2018. — № 11.

«Довоенный роман Люне Янушите, — говорится во вступлении, выхватил и запечатлел, как моментальное фото, последний год спокойной Европы». И впрямь: Париж, нищая литовская богема, праздник легкомыслия…

Савицкис, Ю. На хуторе: рассказ // Иностранная литература. — 2018.— № 11.

Традиционная история о сельской простушке и горожанине-соблазнителе, которая заканчивается, вопреки традиции, хорошо.

Гранаускас, Р. Три одиночества: рассказ // Иностранная литература. — 2018. — № 11.

Ворон, собака и человек встречают безрадостную, а для кого-то и последнюю осень.


Октябрьский номер журнала «Иностранная литература» посвящен доброй, старой Англии.

Моррис, У. Лес за пределами мира: роман-сказка // Иностранная литература. — 2018. — № 10.

Роман «считается одним из первых произведений, написанных в жанре фэнтези, а его автор — одним из основоположников жанра. И до Морриса в литературе действовали фантастические силы и описывались фантастические события, однако, именно он стал одним из первых авторов, кто перенес события в вымышленную эпоху вымышленного мира. Его целью была попытка воссоздать сказание эпохи Средневековья. Талантливая стилизация.

Мангель, А. Возвращение: повесть // Иностранная литература. — 2018. — № 10.

Герой повести после тридцатилетнего отсутствия с большой неохотой возвращается из Рима в Лос-Анджелес на неделю, как ему кажется, и по пустячному делу. Но попадает в загробный мир, населенный друзьями его молодости, жертвами военного путча 1976 года и их палачами. Здесь же он встречается и со своей давней возлюбленной.

Все журналы можно взять в центральной городской библиотеке.

 

 
Понравилcя материал? Поделись с друзьями!
Читать подано
Катценбах, Дж. «Фатальная ошибка»

    

Яндекс.Метрика