Главная
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
        Апатиты – город мой     Правовая помощь     Родителям и педагогам     Хобби-клуб Версия   Главная Написать письмо Канал YouTube Вконтакте Карта сайта Контакты

Новое в журналах за июль-сентябрь 2022 года


Бердникова, Е. Площадь восстания: роман // Звезда. – 2022. - № 8.

Книга о юности в 1990-х, написанная человеком, влюбленным в Пруста. Книга о нескончаемом Времени и стремлении «поднять мятеж». Ведь не зря роман назван «Площадь восстания».

Ротман, П. Инь и ян: рассказ // Звезда. – 2022. - № 8.

Герой рассказа, приехав в Барселону на Всемирную конференцию по снижению вреда от наркотиков, неожиданно повстречал любовь всей своей жизни.

Жолковский, А. «Подымите мне веки...» и другие виньетки // Звезда. – 2022. - № 8.

Александр Жолковский - филолог, прозаик. Автор двух десятков книг, в том числе монографии о синтаксисе языка сомали, работ о Пушкине, Пастернаке, Ахматовой, Бабеле. Среди последних книг - «Звезды и немного нервно», «Осторожно, треножник!», «Поэтика Пастернака». Александр Жолковский известен и как автор кратких мемуарных рассказов – виньеток.


К 95-летию Юрия Казакова журнал публикует воспоминания Бориса Орлова.

Орлов, Б. Под сенью Яснушки / публ. и прим. Т. Акуловой // Звезда. – 2022. - № 8.

Борис Сергеевич Орлов (1930-2020) - политолог, журналист, историк, доктор исторических наук. После окончания МГИМО работал на радио и в газете «Известия». В 1968 году был специальным корреспондентом в Праге. Позже работал в Институте конкретных социальных исследований Академии наук СССР.

С Орловым Виктор Викторович Конецкий (1929-2002) встречался в августе 1995 года в Абрамцево, где Борис Сергеевич имел дом. С писателем Юрием Павловичем Казаковым (1927-1982) Виктора Конецкого связывала дружба с середины 1950-х годов. Воспоминания Бориса Орлова «Под сенью Яснушки» были присланы автором Конецкому в 1988 году. Публикуемые материалы хранятся в архиве В. В. Конецкого.


Задереев, С. Дед: повесть // Звезда. – 2022. - № 7.

Сергей Задереев - российский писатель-прозаик, журналист, редактор. Автор ряда книг прозы. Также публиковался в журналах «Сибирские огни», «Уральский следопыт», в еженедельнике «Литературная Россия». По его сценариям снято несколько документальных фильмов. В своих произведениях С. Задереев пишет о сибирских охотниках, мараловодах, хлеборобах, деревенских людях, наделенных подлинной житейской мудростью и основательностью. Повесть «Дед» - не исключение.

Кантор, В. Необходимость бреда: рассказ // Звезда. – 2022. - № 7.

Автор рассказывает о школьных годах, которые прошли в небольшом провинциальном посёлке. Этот посёлок для автора – модель мира, в котором переплетены непростые взаимоотношения различных менталитетов, культур и традиций, которые сегодня происходят на всех уровнях российского общества.

Гордин, Я.   Царь и Бог. Утопия Петра Великого: главы из книги // Звезда. – 2022. - № 7.

Исторический очерк Якова Гордина «Царь и Бог. Утопия Петра Великого» посвящён взаимоотношениям отца и сына - Петра Великого и царевича Алексея. Вы познакомитесь с историей развития следствия по «делу» Алексея, которое вела «Канцелярия полицеймейстерских дел».



Главный герой сентябрьского номера - время. Оно в нашей стране редко бывает безмятежным, гораздо чаще либо стоит на месте, либо несётся вскачь, испытывая на нравственный закон внутри каждого из нас.

Об этом же проза  журнала - повесть переменных лет «Эвакуация» Владимира Березина, свободное и в значительной степени основанное на дневниковых записях повествование «Во времени»» Елены Долгопята также рассказы «Кровинка» Сергея Шаргунова«Птица за окном» Анны Матвеевой«Люди» Михаила Тяжева.

Бажина, Е. С радостью навсегда // Знамя. – 2022. - № 9.

Мемуарный роман Елены Бажиной посвящён Евфросинии Керсновской (1908-1994), русской писательнице, художнице. Заключённая ГУЛАГа, Керсновская была выслана из Бессарабии на поселение и принудительные работы в Сибирь в 1941 году, а затем осуждена на длительный срок исправительно-трудовых лагерей. Также Ефросиния Керсновская - автор мемуаров (2200 рукописных страниц), сопровождённых 700 рисунками, в которых рассказывает о своих детских годах в Одессе и Бессарабии, высылке и пребывании в ГУЛАГе.

Шаламов и Пастернак: новые материалы / публ.и комм. В. Есипова // Знамя. – 2022. - № 9.

Новые материалы о взаимоотношениях писателей. Первую их группу представляют записи в рабочих тетрадях Шаламова 1954 года, в сжатой форме зафиксировавшие первые впечатления от встреч с Пастернаком. Вторая группа – это машинописи и рукописи мемуарного характера 1960-х - начала 1970-х годов. Они касаются жены Пастернака З.Н. Нейгауз, а также О.В. Ивинской. Последней посвящен также краткий очерк Шаламова, надиктованный им И.П. Сиротинской и записанный ею. Тексты публикуются в хронологическом порядке.


Августовский номер задумывался как моментальный снимок современной русской словесности, разбросанной по разным городам и странам. Прозу представляют окончание романа Татьяны Чернышевой «Дочь предателя», два рассказа Вечеслава Казакевича «Глоток темноты», присланные из Японии, рассказ Юрия Петкевича «Дверь на небе»«Варенье из падалицы» - вереница коротких, в одну-две фразы сентенций и афоризмов Алексея Алехина.

В центре внимания авторов августовского номера писательские судьбы.

Эльвина Мороз в материале «Майский - маяться? Или - побеждать?» рассказывает о встречах с Юрием Домбровским, Сергей Гандлевский размышляет об Александре Галиче в одноименной статье «О Галиче»Ирина Зорина-Карякина вспоминает о Лене Карпинском в публикации «Шестидесятник-марксист».

Алексей Конаков сосредотачивается на анализе жизненного пути и поэтики Павла Улитина в статье «Великий буквалист», а Сергей Чупринин циклом очерков «Мученики» анонсирует свой будущий биографический словарь «Оттепель: Действующие лица».


Июльский номер возвращает нас в советское прошлое. Каким оно на самом деле было? На этот вопрос отвечает журнал, составленный под знаком «Назад в СССР».

Чернышева, Т. Дочь предателя: роман / вст. Е. Чижовой // Знамя. – 2022. - № 7.

История жизни девочки-подростка, которую ее родная страна превращает в ребенка-изгоя. На дворе начало 1960-х. Время хрущёвской оттепели. В сравнении с предшествующей эпохой - меньшее из зол. Так или иначе, оно вынуждает человека принимать форму того сосуда, в котором ему довелось родиться. Вот и девочка мечтает стать «такой как все»: ей нравится «ледяной взгляд, которым легко смотреть на врагов». Другими словами, научиться ненавидеть. Позже, пройдя по краю этой бездны, она скажет, что первой в ряду тех, кто уберег, спас её от ненависти, была детдомовская собака. Бесчеловечность против человечности, унижение против достоинства, стремление отомстить против естественного желания помочь, - о том, как складывалось это трудное путешествие, побег к жизни и свету, вы узнаете, прочитав роман.

Заметное место в номере занимают архивные материалы: Людмила Сергеева впервые публикует посвященную ей шутливую «оду на случай» Иосифа Бродского, «Найденные страницы» Леонида Зорина представляет его сын Андрей Зорин. Подборку составили завершенные, но не опубликованные произведения, которые, вероятно, были написаны в последние годы жизни Леонида Зорина. В этом же ряду помещенное под рубрикой «Устная речь» интервью «Отделить от себя «всех»,, которое в 1986 году дал в Нью-Йорке Фридрих Горенштейн (вступление, подготовка текста и комментарии Юрия Векслера).

Своими воспоминаниями о поездках в Советский Союз 1960-х годов делится заслуженный профессор Сорбонны Вероника Жобер в материале «Мой» СССР».

О патриархально-советском образе жизни, почти без изменений сохранившемся в закрытом «ядерном» городе Сарове, рассказывает его юная жительница Анна Нуждина в исследовании «О хонтологии современного в советском Сарове».

По документам и личным записям реконструирует знаменитый Ново-Огаревский процесс в публикации «Союз (не)возможный» Юрий Батурин, непосредственно участвовавший в нём как один из помощников М.С. Горбачева.


 


Осокина, А. Там, где нет войны: повесть // Наш современник. – 2022. - № 8.

Автор описывает людей, живущих в Луганске в режиме войны – с обстрелами, отсутствием еды и воды. Война ворвалась внезапно и яростно. Кто-то смог уехать, а девочка Марта с мамой остались. Молодая журналистка из Москвы решила узнать правду, что же на самом деле происходит…

Гумерова, А. Кина не будет: рассказ // Наш современник. – 2022. - № 8.

Человеческая жизнь часто лишена внешнего эстетизма, некрасива и сумбурна. Впрочем, внутренняя тяга к красоте и счастью движет, наверно, каждым из нас, а уж какие формы приобретает в реальности - зависит от душевного устройства конкретного человека. Задача писателя не учить добру и красоте, а передать живое бытие, ухватить самые лучшие стремления и вместе с тем реальные «некрасивые» проявления, не лакируя жизнь, не подстраиваясь под готовые выводы. Так удаётся Альбине Гумеровой в рассказе «Кина не будет».

Галия Алеева представляет свои рассказы.

Алеева, Г. Не пущу к Хемингуэю: рассказ // Наш современник. – 2022. - № 8.

1936 год. Флорида. Встреча Хемингуэя с Мартой Гэллхорн. Марта Геллхорн - американская журналистка, писательница, одна из величайших военных корреспондентов XX века. Марта стала третьей женой писателя Эрнеста Хемингуэя.

2009 год. Флорида. Все ли современные американцы знают этого известного писателя? Анастасия, недавно эмигрировавшая в Америку, рассказывает о творчестве Хемингуэя своему мужу Мэтью, который даже не слышал о таком писателе!

Алеева, Г. Никто не дает гарантии: рассказ // Наш современник. – 2022. - № 8.

Съёмочная группа снимает репортаж в ожоговом центре детской больницы. Корреспондент в процессе работы видит мальчика двух с половиной лет, с 95 процентами ожогов. Спустя месяц после этого интервью корреспонденту захотелось позвонить врачу и спросить о судьбе ребёнка, вот только боязно услышать ответ…

Алеева, Г. Следовать за собой: рассказ // Наш современник. – 2022. - № 8.

Рим, Милан, Флоренция... Съёмочная группа приехала к зданию следственного комитета, чтобы снять сюжет о технологиях спецслужб. Здесь, конечно же, работают профессионалы. У каждой стороны – своя миссия, но едины они в одном: «Следовать своему призванию. Каким бы оно не было».

Пиценко, А. Саввин день: рассказ // Наш современник. – 2022. - № 8.

Весна 1942 года. Волховский фронт. Автор описывает один из сюжетов Великой Отечественной войны. Ездовой Петруха и его лошадь Везуха, бредут к передовой фронта с полуротой. Везде грязь и слякоть. Отощалая лошадёнка тянет поскрипывающую телегу с патронными ящиками. Петруха жалел лошадь, никогда не понуждал... Начался бой. Измождённая лошадь больше двигаться не могла. Чтобы она не досталась немцам, которые будут её бить и истязать, он принял решение... «Прости, кормилица, так уж тебе всяко лучше будет...». Лошадь, служившая Петрухе при жизни, послужила ему и после смерти, прикрывая его своим телом в неравном бою…

Иванов-Таганский, В. Конь на F-6: повесть // Наш современник. – 2022. - № 8.

Автор описывает человека, который пользуясь расположением женщин и связей, устраивает себе жизнь и делает карьеру. …70-е годы прошлого столетия. Химик Борис Быков мечтает поступить в ГИТИС на режиссёрский факультет. Однажды он «случайно» попадает в театральный санаторий, где отдыхает определенный круг постояльцев. На отдыхе Борис знакомится с актрисой ТЮЗа Анной Тарасовой. Мхатовский актёр устраивает шахматный турнир. Быков привык быть победителем, но один неверный ход и ББ (так зовут его друзья) проиграет, но положение спасает Анна.

«Сейчас, когда жизнь подходила к развязке и стало очевидно, что после Анны он так и не был счастлив ни с одной женщиной, Быков все чаще перебирал в памяти те чувства, которые оказались главными в его жизни. «Что же это всё-таки было?» – задавал он себе вопрос. И почему он был настолько эгоистичен и глуп, что не сумел понять: это был единственный шанс, когда Бог послал ему женщину, которая для него предназначалась? В памяти Быкова часто всплывало всё, что было связано с ней: знакомство, шалый поцелуй на людях, встречи под кронами каштанов, море, отрывки из разговоров, любовь, похожая на служение… А ещё- его холодный расчет, в котором «математика» победила сердце».


Витковский, А. Отдам ребёнка в хорошие руки: повесть // Наш современник. – 2022. - № 7.

Повесть о современной школе, учениках, учителях и родителях. Главные герои книги - Анастасия Александровна Пеликанова – классный руководитель 10 «Б» класса и старшеклассница Анна Дымова по школьной кличке Анька Дым. Мама Ани уезжает в командировку на месяц, возникает вопрос: с кем оставить девочку?..

Увлекательный сюжет, захватывающая история из жизни современной школы никого не оставит равнодушным, позволит лучше понять психологию непростых, часто драматичных взаимоотношений детей и взрослых, изнутри взглянуть глазами обычной учительницы на проблемы нынешнего российского образования.

Карпов, В. Тень мужчины: роман // Наш современник. – 2022. - № 7.

Окончание романа (начало в № 6). У Сергея и Лизы счастливая семья, трое детей, большой уютный дом. В свободное время Лиза любит посидеть за компьютером. Заинтересовавшись судьбой женщины в мусульманстве, она знакомится с виртуальным собеседником и мир для неё меняется.

Пронина, С. В то прекрасное лето: рассказы // Наш современник. – 2022. - № 7.

Два коротких рассказа о мимолетности жизни, мгновениях любви, соседстве величия и бедности.


Карпов, В. Тень мужчины: роман // Наш современник. – 2022. - № 6.

Образцовая российская семья на зависть многим: муж - успешный строитель со своей сплоченной бригадой. Жена - домохозяйка, трое детей, большой благоустроенный дом с участком, родители под боком, а в перспективе – отдельный собственный дом на взморье. В семье лад и любовь. Лиза и Сергей даже не ссорились ещё ни разу. Не будь Сергей так внимателен к колебаниям настроения супруги, может, еще долго бы длилась иллюзия безоблачного счастья. Нет, Лиза не изменила и не влюбилась. Она от скуки любила посидеть в компьютере, и заинтересовалась судьбой женщины в мусульманстве. Тут же появился очень компетентный виртуальный собеседник, и постепенно мир для Лизы начал меняться.

Михайловский, В. На каждый пир – свой чир: повесть // Наш современник. – 2022. - № 6.

Валерий Михайловский занимается исследованиями миграционных, социально-демографических процессов финно-угорских народов. Он руководитель и идеолог нескольких крупных многопрофильных исследовательских научных экспедиций. Пишет на русском и украинском языках. Отдельные произведения Валерия Михайловского были переведены на английский, итальянский и украинский языки.

В повести «На каждый при – свой чир» прослеживаются две параллельные сюжетные линии: Императорская Россия, с ее хлебосольными застольями, и трудности современной добычи редкой рыбы на Севере для кремлёвского стола. И в прошлом веке, и в этом, подобное ремесло было очень опасным. Рыба требовалась постоянно, в снег и в гололед, весной и зимой, невзирая на обстоятельства…



Матвеенко, Д. Чужая юность: роман. Окончание // Новый мир. – 2022. - № 9.

В сентябрьском номере читателей ждёт окончание романа (начало и продолжение – в номерах №№ 7 и 8). События в романе происходят сразу в двух мирах – привычной нам современности и мире, созданном главной героиней – России начала XIX века – блистательной и неторопливой, полной незаурядных личностей с самыми благородными стремлениями и желаниями. Эти два мира органично переплетаются между собою, пропуская эпохи друг в друга.

Тяжев, М. К тому берегу: рассказ // Новый мир. – 2022. - № 9.

Перед нами диалог – живая речь таких же живых персонажей – словно украдкой была включена видеокамера мобильного телефона. Да и сюжет незатейлив: мужчина приезжает на похороны друга детства, теперь уже бывшего мужа своей теперь уже бывшей возлюбленной. В этой сюжетной окантовке расцветает тема мужчины и женщины.

Макаревич, Е. Ничейное, неважное: рассказы // Новый мир. – 2022. - № 9.

Публикация выпускницы Литературного института им. А. М. Горького. Тёплые, живые и человечные рассказы о самых настоящих и осязаемых людях: бабушке, лучшем друге, отце… Такое собрание «ничейных, неважных» воспоминаний, людей, ситуаций – и вместе с тем именно это «ничейное» – самое важное в жизни.

Зензинов, А. От века до века: записки // Новый мир. – 2022. - № 9.

«…это не мемуары в классическом понимании, так, хор бессвязного, неупорядоченный поток каких-то воспоминаний, ассоциаций, мыслей по поводу и без, и даже не мыслей, а мыслительных эмбрионов…» – так пишет о своих записках сам их автор.

Штыпель, А. Фантастические сюжеты в современной русской поэзии // Новый мир. – 2022. - № 9.

В центре внимания публикации – стихотворения, сюжеты и образы которых «питаются» от фантастической прозы, вдохновлены ей. При этом особый всплеск «фантастической» поэзии случился в 1990-х годах (Дмитрий Быков, Данила Давыдов, Денис Новиков, Алексей Цветков, Мария Галина и другие). Темы таких стихов довольно разноплановые - от обличения научно-технического прогресса и сопротивления ему до иронии в адрес эпохи и человечества в целом.


Ермаков, О. Живознание на Вазузе и Волге: главы из книги «Хождение за три реки» // Новый мир. – 2022. - № 8.

Путевая проза, автор которой совершает одиночное плавание по Волге и притокам, по местам, связанным для него с историей русской культуры. Особое внимание в повествовании уделено фигурам Алексея Хомякова, Константина Аксакова, Никиты Панина, а также Афанасия Никитина.

Матвеенко, Д. Чужая юность: роман. Продолжение // Новый мир. – 2022. - № 8.

Продолжение романа, героиня которого, наша современница, проживает ещё и параллельную жизнь, пришедшуюся на первую половину XIX века.

Лебедев, А. Шестьдесят двенадцать парижских мест: психогеографическая проэзия // Новый мир. – 2022. - № 8.

Проза, выстроенная как собрание микроэтюдов или стихотворений в прозе, посвященных тем местам Парижа, в которых жил повествователь и которые выстраивают историю его жизни.

Николаенко, С. Письма Дятлова, Иван Алексеича, жене, Ане Дятловой, и Алеше: рассказ // Новый мир. – 2022. – № 8.

Письмо пациента психиатрической лечебницы, в котором он излагает жене свои представления об устройстве бытия и о природе человеческих отношений. Но ничего бессвязного, ничего «сумасшедшего» в манере излагать свою мысль у пишущего не наблюдается, и если есть какие-то странности в его письме, то они в том, как автор письма соединяет, казалось бы, абсолютно разные понятия и явления, но, как ни странно, в его безумии есть своя логика.

Успенский, П., Федотов, А. «Вчерашний день, часу в шестом…» Н. Некрасова // Новый мир. – 2022. - №8.

Анализ одного из самых знаменитых стихотворений Н. Некрасова, содержание которого большинству из нас кажется абсолютно однозначным: гневный протест против государственного насилия. Однако и сама история этого стихотворения, и анализ жизненных реалий, содержащихся в тексте Некрасова, наводят авторов этой статьи на мысль, что «смысл стихотворения многослоен, и текст открыт одновременно нескольким прочтениям». Об этих возможных прочтениях и идет речь в публикации.


Матвеенко, Д. Чужая юность: роман // Новый мир. – 2022. - № 7.

На первых станицах романа читателю предлагается погружение в конец тридцатых годов XIX века: на концерте органной музыки в лютеранской кирхе в Москве к «осьмнадцатилетней» Наде подходит и заводит разговор её кумир и любимый писатель Владимир Одоевский – происходит то, о чем девушка могла только мечтать, далее следует их прогулка по московским улицам, и все это описывается слогом русской прозы середины того века, но тут в памяти Нади вдруг зазвучала «попсовая песенка группы «Тутси»,  а Надя и Одоевский проходят мимо здания, на ступенях которого сидят молодые люди в фирменных кроссовках – студенты «Вышки», изучающие мультимедиа-технологии. Такова оптика, которую использует в своей прозе автор, проживающий вместе со своей героиней из сегодня «чужую юность».

Березин, В. Плюти-плют: повесть вневременных лет // Новый мир. – 2022. - № 7.

Повесть, представляющая собой сериал из коротких новелл с парадоксальным движением сюжетов и таким же неожиданным прочтением в каждом рассказе образов их «сквозных героев»: Карлсона и Малыша из сказки Астрид Линдгрен – Карлсон у Березина появляется то в образе невольного убийцы, то в образе комиссара полиции, а также инопланетянина, доктора, военного наемника-инструктора в Афганистане и т. д.

Каспер, К. Замогильные записки: два эссе в одном // Новый мир. – 2022. - № 7.

Эссе о двух мыслителях XIX века: Франсуа-Рене де Шатобриане и Владимире Печорине, личности которых и идеи обретают сегодня неожиданную актуальность. «Шатобриан ищет могущества в противопоставлении, – он один против общественного мнения. В этом своем одиночестве Шатобриан – великий человек, и время оценило его позицию. Его романтическая поза, противопоставление себя, личности – толпе, посредственностям, не может не вызывать уважения, а его высочайшая образованность – зависти». 


Азаренков, А. Призыв к порядку. Иосиф Бродский и Игорь Чиннов: исследование // Новый мир. – 2022. - № 7.

Литературное исследование о том, как любили и как не любили друг друга два поэта. «В прошлом году исполнилось 25 лет с момента ухода из жизни Иосифа Бродского (1940–1996) и Игоря Чиннова (1909-1996). Как ни странно, их литературные судьбы похожи. Обоих называли первыми поэтами эмиграции, оба «преодолевали» акмеизм, как «преодолевали» символизм их знаменитые учителя, оба преподавали в американских университетах и, наконец, оба недолюбливали друг друга».



Рождественская, Е., Пиетиляйнен, Е. Екатерина Рождественская: «Надо родиться, а не становиться писателем…» // Север. – 2022. - № 9-10.

В Петрозаводске Роберта Рождественского привычно считают своим. Здесь он поступил в университет и нашел первого издателя. Здесь же его приняли в Союз писателей Карело-Финской ССР. И в год его 90-летия осенний номер журнала открывается интервью Елены Пиетиляйнен с Екатериной Рождественской, дочерью поэта.

Лаврецова, Н. Если я скажу «да…»: повесть // Север. – 2022. - № 9-10.

На перепутье дружбы и любви оказались герои Натальи Лаврецовой. Он и она, Егор Кнутиков и Ксения Багрянцева, – два поэтических голоса, дуэт бардов. Но гармония, которая рождается между ними под звуки гитары, рушится, стоит героям остаться наедине друг с другом. Чтобы разобраться со своими чувствами, они едут в путешествие на знаменитый Грушинский фестиваль.

Дауди, И. Пароль «Афган»: повесть // Север. – 2022. - № 9-10.

Афганистан – связующее звено между Рустом, Сидором и Костром, ветеранами боевых действий из повести Ильяса Дауди. Война сроднила трёх воинов – во всех смыслах героев, и они сохранили зародившуюся вдали от Родины братскую дружбу в последующей мирной жизни. Но трагические дни осени 1993 года – штурм Дома Советов – развели друзей по разные стороны баррикад.

Кренёв, П. Гранина осень: рассказ // Север. – 2022. - № 9-10.

На страницах рассказа Павла Кренёва оживает история Архангельска. 1918 год, начало иностранной интервенции на землях русского Севера. Главная героиня Граня из деревни приехала жить к тётке в город. Много испытаний пришлось пережить девушке, попавшей после смерти родственницы в дом терпимости, – искалечены душа и тело. Последнее, что осталось, – это сама жизнь, но и она под угрозой: Граня оказалось в числе тех женщин, которым уготована казнь – утопление в Двине.

Василиненко, В. Светлейший Алексашка: роман. Продолжение // Север. – 2022. - № 9-10.

Произведение посвящено не только главному соратнику Петра, полудержавному властелину, как его назвал Пушкин, Александру Меншикову, но и другому историческому персонажу – Петру Толстому, который тоже сыграл немалую роль в истории России, а после смерти Петра, как и Меншиков, оказался в опале.

К теме дуэли Пушкина и Дантеса обращаются два автора осеннего «Севера». Как так получилось, что Пушкин, пусть смертельно раненый, но отличный стрелок – попадает в Дантеса и не убивает его? Пуля ударяется в пуговицу и наносит минимальные повреждения... Кому вообще было выгодно устранить поэта? Только ли Дантес хотел его смерти? И почему так похожи обстоятельства смерти Пушкина и Лермонтова? На эти вопросы пытаются ответить в своих материалах Владимир Аксенов «Два выстрела в русскую литературу» и Игорь Ларский «Последняя дуэль Пушкина». 

Дебютирует в номере петербуржец Сергей Хаустов с подборкой рассказов под общим названием «В зеркале чужой жизни». Его герои хоть и живут скучной рутинной жизнью, но пытаются вырваться из привычных рамок и найти себя настоящих.

Также в номере новые рассказы известного нижегородского прозаика Олега Рябова, стихи Бориса Лукинавпечатления Ирины Соляной «О первой антологии поэзии Кольского края».


Иванов-Таганский, В. Ход конем: повесть // Север. – 2022. - № 7-8.

В повести писателя и актера Валерия Иванова-Таганского молодой химик Борис Быков, пользующийся успехом у противоположного пола, встречает в Сочи очередную пассию – актрису московского ТЮЗа. Влюбленные счастливы, они строят планы на будущее, однако и представить не могут, какую поистине драматическую интригу разыгрывают за их спинами близкие люди.

Василиненко, В. Светлейший Алексашка: роман // Север. – 2022. - № 7-8.

Произведение посвящено не только главному соратнику Петра, полудержавному властелину, как его назвал Пушкин, Александру Меншикову, но и другому историческому персонажу – Петру Толстому, который тоже сыграл немалую роль в истории России, а после смерти Петра, как и Меншиков, оказался в заточении.

Также в номере подготовленный Натальей Лайдинен автобиографический рассказ кантелистки, композитора и популяризатора кантеле Ирины Шишкановой о жизни и творчестве, рассказ Михаила Харита «Как простой рыбак мудрость познал» для тех, кто еще не знает, что «мир – волшебство, лето – счастье, а жизнь – дар божий» и другие интересные произведения.



Неуман, А. Странник века: роман / пер. с испан. О. Кулагиной // Иностранная литература. – 2022. - № 9.

Продолжение романа аргентинского и испанского автора Андреса Неумана (начало в № 7–8). Дело происходит в XIX веке в немецком городке Вандернбурге. Неспешная умная проза с любовью, юмором и обаятельным философствованием. Накал любовной страсти между тем все жарче! Публикация знаменитого романа рассчитана на полгода – окончание в № 12.

Тессон, С Глен: рассказ / пер. Л. Николе // Иностранная литература. – 2022. - № 9.

Французский писатель и путешественник Сильвен Тессон (р. 1972) рассказал основанную на реальных событиях историю, объединившую борьбу с подростковым пьянством в конце ХХ столетия и кораблекрушение, случившееся в XVIII веке.

Орсенн, Э. «Грамматика – тихая песня»: повесть / пер. с фр. А. Поповой // Иностранная литература. – 2022. - № 9.

Повесть французского писателя и политического деятеля Эрика Орсенна (р. 1947) – сказка, что-то вроде «Необыкновенных приключений Карика и Вали», но применительно к лингвистике, а не к биологии. Это не мешает А. Поповой в послесловии под определенным углом зрения сравнивать «Грамматику – тихую песню» с… одним из «Колымских рассказов» В. Шаламова.

В разделе «Агата Кристи: биография, и не только…» несколько статей, посвященных творчеству и биографии писательницы. Во-первых, это фрагменты книги переводчика и литературоведа Александра Ливерганта «Агата Кристи: свидетель обвинения». Материал повествует о неизвестных фактах биографии писательницы.

В этом же блоке материалов – «Маргиналии к Агате Кристи» публициста и критика Михаила Горелика. Автор обращает наше внимание на отсылки к Стивенсону, Теннисону, Шекспиру, которыми изобилуют сочинения Агаты Кристи.

И еще одна статья Михаила Горелика – «Агата Кристи: евреи, и не только евреи». Автор рассматривает использование Агатой Кристи в качестве литературного приема национальных стереотипов и предрассудков.


Андру, В. Свадьба после смерти: роман / пер. с румын. М. Препелицэ // Иностранная литература. – 2022. - № 8.

В основу романа положен древний крестьянский обычай: если умирает незамужняя девушка, покойнице находят жениха из числа живых, который вместе с похоронной процессией сопровождает гроб до кладбища. За время траурного шествия герой романа заново оценивает себя и свою жизнь и подымается до мистико-философского пафоса.

Хаккы Йазыджы, М. Рассказы / пер. с турецкого М. Шарова // Иностранная литература. – 2022. - № 8.

Турецкий писатель Мехмет Хаккы Йазыджы представляет три рассказа: притча о времени, история о дочери старьевщика и третий – о воришке, помогшем скоротать одиночество.

Неуман, А. Странник века: роман / пер. с испан. О. Кулагиной // Иностранная литература. – 2022. - № 8.

Продолжение романа аргентинского и испанского автора Андреса Неумана (р. 1977). Дело происходит в XIX веке в немецком городке Вандернбурге, у которого нет ни широты, ни долготы, потому что он медленно перемещается в пространстве... Неспешная умная проза с любовью, юмором и обаятельным философствованием. Публикация романа рассчитана на полгода – окончание в № 12 (2022).

Цирюльников, Б. Пахарь и глотатели ветра. Внутренняя свобода и комфортабельное рабство: отрывок из книги / пер. И. Дмоховской // Иностранная литература. – 2022. - № 8.

Публикуемый отрывок из книги французского нейропсихиатра, психолога и этолога Бориса Цирюльника (р. 1937) посвящён тому, как тоталитарная пропаганда берет в оборот детей и воспитывает из них фанатиков.


Сем-Сандберг, С. Тереза: роман / пер. со швед. Е.Тепляшиной // Иностранная литература. – 2022. - № 7.

Окончание романа шведа Стива Сем-Сандберга (начало в № 6). Стиль этой прозы, изобилующей выдержками из протоколов судебных заседаний, газетных репортажей и т.п., напоминает сценарий, а по содержанию это – беллетризованная биография знаменитой немецкой террористки Ульрики Майнхоф (1934-1976).

Неуман, А. Странник века: роман / пер. с испан. О. Кулагиной // Иностранная литература. – 2022. - № 7.

В рубрике «Из номера в номер» – начало романа аргентинского и испанского автора Андреса Неумана (р. 1977). Публиковаться роман будет до № 12 включительно.

Дело происходит в XIX веке в немецком городке Вандернбурге, у которого нет ни широты, ни долготы, потому что он медленно перемещается в пространстве. Вандернбургу присущи и другие странности, известные его уроженцам и с удивлением замеченные приезжими… В поисках гостиницы на ночь главный герой, загадочный переводчик Ганс, останавливает свою карету в Вандернбурге. Так получается, что он задерживается на день, и на Рыночной площади замечает старика, играющего на органе, что приводит к неожиданным изменениям всех его планов. Этот роман своеобразная попытка автора взглянуть на XIX век с точки зрения нашего XXI. А, может быть, и наоборот.

На два голоса: рассказы / пер. с япон. и вст. Е. Юдиной // Иностранная литература. – 2022. - № 7.

Открывается номер рассказами японских писателей в жанре сверхмалой прозы, традиционно связанном с развлекательной литературой. Но представленные рассказы, написанные корифеями «высокой» прозы Экуни Каори, Хирано Кэйитиро и Каваками Хироми, осваивают не присущее этому жанру серьезное содержание – супружеская жизнь под увеличительным стеклом прозаической миниатюры.

Илья Фальковский, И. По следам Бурхана Шахиди, или Синьцзян 50 лет спустя: фрагменты книги // Иностранная литература. – 2022. - № 7.

Документальная проза. Отрывок из книги литератора, художника, преподавателя университета в Гуанчжоу Ильи Фальковского (р. 1972). Повествование одновременно познавательное и остросюжетное, поскольку герои поневоле играют в «кошки-мышки» с местными китайскими властями.

Кункель, Т. Германия, Германия прениже всего / пер. с нем. Н. Васильевой // Иностранная литература.  - 2022. - № 7.

Немецкий писатель и режиссер Тор Кункель о принципе «коллективной вины» и издержках послевоенного перевоспитания немцев.


Вверх

Вернуться в раздел Читаем литературные журналы

 
Голосование
Какие семейные традиции передаются из поколения в поколение в вашей семье?
 
Читать подано
Джоан Роулинг «Случайная вакансия»

      

Яндекс.Метрика