Главная
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
        Апатиты – город мой     Правовая помощь     Родителям и педагогам     Хобби-клуб Версия   Главная Написать письмо Канал YouTube Вконтакте Карта сайта Контакты

Новое в журналах за октябрь-декабрь 2022 года



Иванов, А. На двух досках: роман. Окончание // Звезда. – 2022. - № 12.

Алексей Георгиевич Иванов (род. 1940) – писатель, автор нескольких книг, в том числе «Спаси, Господи, люди твоя», «Котел ведьм», «Дети Лилит».

Писатель погружает читателя в «сталинскую» эпоху XX века. Роман основан на достоверных исторических источниках.

Гордин, Я. Окончательное решение, или Утопия требует жертв // Звезда. – 2022. - № 12.

Главы из новой книги писателя «Царь и Бог. Утопия Петра Великого». Книга выходит в издательстве «Вита» в первом квартале 2023 года.


Иванов, А. На двух досках: роман // Звезда. – 2022. - № 11.

Алексей Георгиевич Иванов (род. 1940) – писатель, автор нескольких книг, в том числе «Спаси, Господи, люди твоя», «Котел ведьм», «Дети Лилит».

«На двух досках» - роман о предвоенном времени, среди главных героев Сталин, Берия, яркие герои и вершители судеб, поступки которых примеряешь на себя…

Сконечная, О. Как я убила бабушку (визит к психотерапевту): рассказ // Звезда. – 2022. - № 11.

Ольга Юльевна Сконечная - литературовед, переводчик, кандидат филологических наук, доктор славистики в Сорбонне. Автор статей о творчестве В. В. Набокова и русской литературе «серебряного века».

«Как я убила бабушку» - рассказ о детстве, о родителях, бабушке,, а таже собственных комплексах и собственных неудачах…

Гордин, Я. Свидетель и реальность // Звезда. - 2022. - № 11.

Известный петербургский писатель в предисловии к публикации мемуаров Питера Генри Брюса пишет: «Ценность «Мемуаров…» не столько в фактологической стороне повествования, сколько в подробном описании повседневной жизни России. Это в полной мере относится к описанию Персидского похода. Быт русской армии, сплавляющейся по Волге к будущему театру военных действий, подробности времяпрепровождения офицерства, прибрежные города, уникальная природа Каспийского побережья, тяжелейшие условия, в которых оказалась русская армия и которые не были предусмотрены Петром, - все это передано Брюсом достоверно, наблюдательно и живо».

Брюс, П. <О персидском походе> : из книги «Мемуары… офицера на службе Пруссии, России и Великобритании» // Звезда. -2022. - № 11.

Питер Генри Брюс (1692-1757) – шотландский офицер, военный инженер оставил нам свои мемуары о пребывании в России в 1710-1724 годах.

Из дневника М. М. Сперанского. 1821—1822. / публ. и прим. Т. Андреевой // Звезда. – 2022.- № 11.

Сперанский Михаил Михайлович (1772-1839) - русский государственный и общественный деятель, реформатор, законотворец.

Доктор исторических наук Татьяна Андреева отмечает, что «ценнейшим в ряду дневниковых источников Сперанского является «Дневник, веденный с момента возвращения в Петербург после опалы»… Охватывающий важнейший период жизни и деятельности реформатора с 1821 по 1828 год, дневник до сих пор не введен в научный оборот. Между тем данный документ отражает не только сложный процесс включения Сперанского в государственную, придворную и светскую жизнь после возвращения из Сибири, но обстоятельства и сложности решения важнейших вопросов последнего периода правления Александра I и начала царствования Николая I».


Крупник, И. Магия Эрнста Теодора Амадея Гофмана: романтическая фантазия // Звезда. –- 2022. - № 10.

Берлин. 1806 год. Почти зима. Герой Бернард встречает на улице загадочного старика. По его словам, это фантом, призрак живого человека. Так начинается история…

Матвеева, А. Ноктюрн: рассказ // Звезда. - 2022. - № 10.

«Когда я думаю об отце, то всегда вижу его за инструментом, во время игры. У каждого человека есть набор бесценных живых картин, возникающих перед глазами при мысли о дорогих ушедших. Лица, голоса, жесты, запахи, увы, забываются быстрее, чем хочется, - и не всякой фотографии, даже не всякому видео под силу сделать воспоминания объемными. Лишь некоторые живые картины вспыхивают в памяти без усилий, лишь музыка в один миг переносит нас в прошлое. Уж куда там машине времени».

Нежный, А. Психопомп: роман. Продолжение // Звезда. - 2022. - № 10.

Психопомп (греч. «проводник душ») - существо, дух, ангел или божество, во многих религиях ответственное за сопровождение душ умерших в иной мир. В очередной раз Александр Нежный написал неординарный загадочный роман. Роман о 36-летнем Марке Питовранове - работнике ритуальной фирмы «Вечность». Философское размышление о тайнах Жизни, Смерти и посмертия.



Чижов, Е. Сеня: рассказ // Знамя. – 2022. - № 12.

Евгений Чижов - автор романов «Темное прошлое человека будущего», «Персонаж без роли», «Перевод с подстрочника», «Собиратель рая», а также повестей, рассказов и эссе. Лауреат премии «Ясная Поляна», дважды финалист премии «Большая книга».

Герои рассказа Евгения Чижова – Инна и Сеня, студенты Строгановки. Сеня давно и безнадежно влюблен в Инну, а Инна – в женатого мужчину. Обыкновенная поездка за город помогла героям понять свои чувста и оценить любовь каждого.

Ильичев, Л. «Апатит твою Хибины…»: рассказ // Знамя. – 2022. - № 12.

Леонид Ильичев - литератор, математик, кандидат технических наук. Родился в Ленинграде в 1950 году. Начал писать и публиковаться в 2015 году.

…Лето – время производственной практики. Студенты одного из технических вузов Ленинграда задумали соединить полезное и приятное: пройти инженерную практику и репетировать в созданном ими рок-коллективе. Музыкальной агитбригадой с концертами им удалось побывать в Сибири и на Кольском полуострове. В рассказе упоминаются Апатиты и Кировск: хибинские стройки, местный быт, природа и пр.: «На всю жизнь остались воспоминания, как ходили по грибы на базе отдыха строителей возле озера Большой Вудъявр и шли из леса с закрытыми глазами, чтобы не видеть больше грибов: подосиновики стояли стеной - и не взять нельзя, и положить некуда; как записывали первую и единственную получасовую программу на радио, это была местная Радиостанция «Апатиты», бесследно исчезнувшая со временем вместе с нашими записями».


Лукшина, Ю. Притворяясь взрослой: материнские сказки // Знамя. – 2022. - № 11.

Юлия Лукшина: «Притворяясь взрослой» - это автофикшн, жанр, в котором я себя попробовала в первый раз. Я пишу прозу медленно, тщательно и мучительно, поэтому выходит она довольно редко. Сейчас пишу вторую часть «сказок», которая, надеюсь, превратится в книгу, соединившись с первой частью».

«Материнские сказки» посвящены тому, как сохранить лицо и помочь ребёнку не утратить свою впечатляющую индивидуальность. «Сказки» не спрямляют жизнь, не сводят ее к правилам-заменителям, а открывают ее для нас совсем с другой стороны.

Лейбов, Б. Вторая любовь: повесть // Знамя. – 2022. - № 11.

Психологическая автобиографическая повесть о любви подростка в далёком 1993 году. А уж первой или второй – решать читателю…

Есипов, В. Они всегда были рядом: рассказ // Знамя. — 2022. - № 11.

Нон-фикшн о надзоре советских государственных служб за интеллигенцией. Реальные истории из жизни автора и его знакомых.


Бажина, Е. С радостью навсегда: роман. Окончание // Знамя. – 2022. - № 10.

Мемуарный роман Елены Бажиной посвящён Евфросинии Керсновской (1908-1994), русской писательнице, художнице. Заключённая ГУЛАГа, Керсновская была выслана из Бессарабии на поселение и принудительные работы в Сибирь в 1941 году, а затем осуждена на длительный срок исправительно-трудовых лагерей. Также Ефросиния Керсновская - автор мемуаров (2200 рукописных страниц), сопровождённых 700 рисунками, в которых рассказывает о своих детских годах в Одессе и Бессарабии, высылке и пребывании в ГУЛАГе.

Горланова, Н. «Только не вставляй это в литературу!»: роман с искусством // Знамя. – 2022. - № 10.

Рассуждения о стратегии успеха пишущего человека, о значении искусства для литератора, попытка ответить на вопрос: для чего нужна поэзия.

Костырко, С. Стамбул – роман и город: из «Турецкой тетради» // Знамя. – 2022. - № 10.

Автор приглашает вас прогуляться по улочкам Стамбула. Главный герой читает роман турецкого писателя Орхана Памука «Музей невинности» и, вдохновленный его содержанием, приезжает в Турцию, чтобы воочию увидеть, где развивались события романа.



Ратников, С. Школота: роман. Окончание // Наш современник. - 2022. - № 11.

Дивногорск. 90-е годы прошлого века. Главный герой – бестолковый школьник, только вступающий в жизнь и «набивающий свои синяки и шишки». Обыграно словосочетание «школа та», то есть былая, советская, давно изменившаяся.

Романова-Сегень, Н. Великий стряпчий: роман // Наш современник. - 2022. - № 11.

Талантливый адвокат Борис Рогачев - с юности и до преклонных лет остаётся обаятельным, умным, смелым и дерзким человеком, любимцем окружающих. Но в то же время этот человек готов жертвовать другими ради достижения своих целей. Психологический роман о судьбе человека, который научился легко перешагивать через других людей, а в итоге перешагнувшего через самого себя…


Пряхин, И. Если бы не Стендаль: повесть // Наш современник. - 2022. - № 10.

Юлька и Валера – молодая семья. Маленький ребенок. Безденежье. Проблемы. «Лихие 90-е». Но неожиданно найти выход из тупиковой ситуации поможет томик Стендаля.

Романова-Сегень, Н. Великий стряпчий: роман // Наш современник. - 2022. - № 10.

Удача пришла в семью Рогачевых после того, как взорвали храм благоверного князя Александра Невского. На его месте построили колбасный цех, а главу семьи сделали директором. Появились деньги и полезные знакомства. Борис Рогачев-младший рос общим любимцем. Парень дружил со всеми одноклассниками, а для многих вообще был кумиром. С ним легко, весело и интересно. Идет время. Борис Андреевич становится талантливым и сильным адвокатом, профессионалом своего дела. Он остается обаятельным, умным, смелым и дерзким человеком. Его жизнь кипит: выгодные сделки, деньги, нужные люди. Но Рогачев готов жертвовать другими ради достижения своей цели. Впрочем, не так все просто. У Бориса появляется сильная любовь, которая, кажется, способна изменить его жизнь.

Ратников, С. Школота: роман // Наш современник. - 2022. - № 10.

Степан Ратников о своем романе: «Школота» - так я назвал свой дебютный роман, который посвящен городу Дивногорску 90-х. Да и не только родному городу, но и всей стране в целом, отходившей тогда от перестройки. Название несёт в себе два смысла. Во-первых, главный герой произведения – бестолковый школьник, еще только познающий жизнь и набивающий шишки. Во-вторых, обыграно словосочетание «школа та» - былая, советская, давно изменившаяся…». Начало романа в №9.

Ростовцева, И. Марина Цветаева: час души: жизнь после смерти // Наш современник. - 2022. - № 10.

Жизнь поэта в искусстве, чувство слова и времени. Что берём мы сегодняшние из лирики Цветаевой. Отличие раннего творчества поэтессы от открытий поздних стихов. Об этом и многом другом – эссе литературного критика, написанное к 130-летию Марины Ивановны Цветаевой.



Хаб, В. Мариинск: повесть // Новый мир. – 2022. - № 12.

Перед читателем - редкое современное переиздание мемуаров 1931 года, написанных чехословацким журналистом и литератором Вацлавом Хабом в период Первой мировой и Гражданской (советской) войн. Вацлав Хаб знал эту ситуацию изнутри - он был не просто писателем, но еще и солдатом, чешским легионером. При этом особую честь ему делает то обстоятельство, что он старается судить об исторических событиях максимально нейтрально и беспристрастно, оценивая по возможности объективно.

Сергей Солоух написал емкое, содержательное и интересное предисловие к книге, позволяющее как можно более наглядно понять ситуацию и период, к которому относятся воспоминания Хаба.

Ант, А. Привет, мы — психи: фрагменты повести // Новый мир. – 2022. - № 12.

Где рождается безумие - внутри головы, души - или в отношениях людей, настолько часто равнодушных и бесчеловечных? Почему в похожих обстоятельствах один выдерживает, а другой сходит с ума? Где эта грань, где это качество души человеческой, однажды выбирающей безумие как защиту? Много написано на эту тему, и эта повесть — продолжение традиции осмысливать суть человеческого бытия через жизнь сумасшедшего дома. Происходящее читатель видит глазами главной героини - самой обычной, казалось бы, женщины, попавшей в психиатрическую больницу с голосами в голове. И хроническим одиночеством. Кого она видит в лечебнице? Братьев и сестер? Врагов? Пожалуй, на протяжении повести из чужих и враждебных существ больные постепенно превращаются в «своих», понятных, узнаваемых - может быть, даже более родных, чем «настоящие» близкие.

Грехова, Е. Нищета: рассказ // Новый мир. – 2022. – № 12.

Честный и человечный рассказ о людской нищете - и не столько внешней, сколько внутренней, душевной, больше даже духовной. Незатейливая история певчей на клиросе и продавщицы пирожков в приходской трапезной, её наблюдения за работниками и прихожанами храма, за теми самыми нищими - и в первую очередь за собой. Нетерпение и брезгливость к человеку постепенно преобразуются в нетерпение и брезгливость к себе, в осознание подлинного и фальшивого внутри человеческой души, в прозрение и горячее желание жить и заново верить.


Жданова, Д. Сын: повесть // Новый мир. – 2022. - № 11.

Действие разворачивается в 1925 году на юге России, при этом прекрасно стилизован язык рубежа столетий – от лексики до самого построения текста. История жизни одной семьи в период вокруг и после Октябрьской революции глазами младшего сына. Перед нами стилизованная хроника той эпохи, той России со всеми её тяготами, неопределенностями, нуждой. Главный герой оказывается в Ялте – «последнем сосредоточении русской культуры и мысли», переплетшем между собой лучшие традиции «золотого века» и большевистское бытие, то ли новый рай, то ли «новый, страшный мир», в котором нужно выбирать свою роль и отношение к человеческой жизни и человеческой смерти.

Эдин, Е. Мое незавершенное убийство: рассказ // Новый мир. – 2022. - № 11.

Кинематографичный до деталей рассказ о почти свершившемся убийстве – или уже свершившимся в уме. Глубокая психологичность и внимание к мельчайшим деталям напоминают новеллы о гениальных безумцах Эдгара По, отслеживавших каждый свой шаг, каждое движение мысли. Внутренние метания (а точнее, скрупулезный самоанализ) интеллигентного и впервые влюбленного персонажа-подростка происходят на контрастном фоне девяностых годов с их криминальной действительностью. Убийство не было совершено фактически – слишком абсурдно для героя, но так ли это внутри его головы?

Никитин, Е. М. М. Пришвин и «Новый мир». К 150-летию со дня рождения писателя // Новый мир. – 2022. - № 11.

История сотрудничества Михаила Пришвина с журналом «Новый мир» за всю его долгую жизнь писателя оказалась наиболее долговечной и значимой. Пришвин хорошо знал секретарей и редакторов журнала, и уже в 1925 году, в самом начале «биографии» «Нового мира», на его страницах появилась первая публикация писателя – подборка зарисовок природы «Весна воды и леса». Самое крупное произведение Пришвина «Кащеева цепь» печаталось в несколько подходов, причем не один год, а с 1920-х по 1950-е.

В статье рассказана достоверная история отношений писателя с «Новым миром» на основе его писем, заметок и дневниковых записей.


 Покровская, О. Компас: повесть // Новый мир. – 2022. - № 10.

Текст, точно впитавший в себя атмосферу «лихих девяностых» с их интригами, «разборками» и сложностями – и вместе с тем очень глубоко зарывшийся в сложности человеческих взаимоотношений – в частности, мужчины и женщины или, если точнее, мужчины и двух женщин – на какую из них укажет внутренний компас? А компас совести – что он выберет в этой проблемной, горячей эпохе, столько требующей от человека? Так и приходится постоянно искать ответы – в себе и обстоятельствах, в эпохе, в людях рядом.

 Замешаев, И. Клипмейкер: роман // Новый мир. – 2022. - № 10.

Текст и правда напоминает целую череду клипов о жизни, о современной эпохе и её искусстве, о любви нашего времени и его героях. Кратко, но емко, кинематографично, иногда абсурдно. Автор и его главный герой вместе «снимают клип» о жизни – от ее самых что ни на есть бытовых мелочей до космического пространства – сопоставление несопоставимых, казалось бы, масштабов, но помним, что можно увидеть «вечность в чашечке цветка» – или в окне электрички, или в лице девушки... Возникает удивительный текстовизуальный эффект – осталось наложить музыку – а она у каждого читателя окажется, безусловно, своя собственная. Впрочем, как и картинки.

Давид Шахназаров, Д. Девяностые: повесть // Новый мир. – 2022. - № 10.

Автобиографические зарисовки детства-отрочества, пришедшегося на самое начало девяностых с их революцией по всем фронтам, новыми веяниями, неопределенностью, тревожностью. Крошечные рассказы, напоминающие короткометражки, время глазами ребенка (чуть позже – подростка) – самая, может быть, непредвзятая и подлинная картина, пусть даже переломная эпоха и представлена лицами и характерами людей, не слишком понятными для детей событиями, материальными ценностями, хлынувшими в бывший Союз… Порой такие воспоминания гораздо ценнее документалистики, потому что здесь – атмосфера времени, его сущность, его настроение.

Виселев, И. Курицы и Петухи: повесть // Новый мир. – 2022. - № 10.

Первая публикация автора в «Новом мире». Повествование ведется попеременно от лица Маши и от Паши – соответственно, перед нами два разных, но близких в своем одиночестве персонажа. Два характера – предельно приземленный и с претензией на интеллектуальность и рефлексию. Две сюжетные линии, то пересекающиеся, то расходящиеся, но никогда не теряющие друг друга из поля зрения.



Гнетнев, К. После шторма: рассказ // Север. – 2022. - № 11-12.

Любовь может быть странной штукой… В новом рассказе Константина Гнетнева «После шторма» главный герой переживает трудные дни после ухода любимой женщины, с которой он, смотритель маяка, прожил на северном острове пять лет. Но это испытание сделало его сильнее, и он смог правильно определить свои жизненные приоритеты.

Маркова, Е. Константин Гнетнев и его герои: жизнь без выбора // Север. – 2022. - № 11-12.

Исследование доктора филологических наук Елены Марковой посвящено Константину Гнетневу, автору книг о человеческой истории Беломорканала, партизанской войне в Карелии, а также легендарному главному редактору «Севера» Дмитрию Гусарову и многим другим, которые продолжают привлекать к себе внимание все новых и новых читателей журнала.

Василиненко, В. Светлейший Алексашка: роман. Окончание // Север. – 2022. - № 11-12.

В год 350-летия со дня рождения Петра I «Север» публикует исторический роман «Светлейший Алексашка», и в завершающем номере года читателей ожидает окончание романа.

Произведение посвящено не только главному соратнику Петра, полудержавному властелину, как его назвал Пушкин, Александру Меншикову, но и другому историческому персонажу – Петру Толстому, который тоже сыграл немалую роль в истории России, а после смерти Петра, как и Меншиков, оказался в опале.

Крюкова, Е. Раскол. Книга огня: роман // Север. – 2022. - № 11-12.

Герои романа Елены Крюковой говорят с читателем на языке давних времен. Автор обращается к эпохе укрепления в России правящей династии Романовых. Настроения в обществе после завершения правления Рюриковичей стали почвой для раскола духовного. И в «Расколе» по-новому, порой в противовес школьным учебникам и устоявшимся интерпретациям, предстают надежды, мотивы, устремления великих исторических деятелей. При этом автор проводит параллели с современной Россией, позволяя читателю осмыслить нынешнюю реальность в контексте истории страны.

Фрумина-Ситникова, Е. Голубка. Опыт непрожитой жизни: повесть // Север. - 2022. - № 11-12.

Повесть Елены Фруминой-Ситниковой дает шанс вернуться в прошлое и исправить прежние ошибки. Ленинградка Дина, героиня повести, вышла замуж за канадца и уехала на другой континент. Тогда она не знала, чем обернется для нее жизнь в чужой стране среди людей, которые так и не стали близкими. Крахом всех надежд стала для Дины смерть единственного сына, увлекшегося наркотиками. Мысль о том, что трагедии можно было избежать, не даёт матери покоя...

Карельской прокуратуре – 100 лет. Российской – 300! // Север. – 2022. - № 11-12.

В этом году прокуратуре Карелии исполнилось 100 лет. Юбилей совпал и с юбилеем Прокуратуры России, которая отметила 300-летие. От Петра Первого, основавшего Прокуратуру России и до современности – какой он был, этот путь? Отрывки из книги ветерана карельской прокуратуры Якова Бравого, прослужившего в ведомстве более 50 лет, и интервью с одним из бывших карельских прокуроров Владимиром Богдановым расскажут читателям «Севера», как жила и работала прокуратура, начиная с послевоенных лет.



Последний в уходящем году номер - тематический и называется «Аргентина – «открытая книга».

Берти, Э. Круг читателей / пер. и вступ. А. Гладощук // Иностранная литература. – 2022. - № 12.

Переводчица Анастасия Гладощук дает ключ к пониманию творческого метода литератора самого широкого профиля Эдуардо Берти (р. 1964) и делает вывод, что «начатая им (и продолженная нами) «игра с классикой» ведет к реабилитации искусства в повседневности и преображению повседневности в искусство».

«Круг читателей» - текст-аттракцион, изобретательно и остроумно описывающий самые немыслимые, нередко смешные и бредовые, разновидности чтения. Например, один из них - «на закате попросите своего пятилетнего сынишку или дорогую девятилетнюю дочку прочитать вам вслух страницу поразившего вас задолго до их рождения романа».

Окампо, С. Рассказы из сборника «Фурия» / пер. М. Городенцевой // Иностранная литература. – 2022. - № 12.

Сильвина Окампо (1903−1993) - знаменитая писательница, жена Адольфо Бьоя Касареса и собеседница Х. Л. Борхеса «В мире Сильвины, - говорится во вступлении, - нормальная, правильная, упорядоченная, буржуазная, вульгарная повседневность всё время дает трещины, сквозь которые прорываются неподвластные человеку инстинкты, разрушительные страсти, а порой и сверхъестественные силы». В публикации - рассказ «Сахарный дом» - о том, как в женщину вселяется душа прежней жилицы, рассказ «Фурия» - о женщине, чей норов и дал название рассказу, а также другие не менее загадочные истории.

Неуман, А. Странник века: роман / пер. О. Кулагиной // Иностранная литература. – 2022. - № 12.

В рубрике «Из номера в номер» - окончание романа аргентинского и испанского автора Андреса Неумана (р. 1977). Дело происходит в XIX веке в немецком городке Вандернбурге, у которого нет ни широты, ни долготы, потому что он медленно перемещается в пространстве... Неспешная умная проза с любовью, юмором и обаятельным философствованием. Но в первую очередь, это роман о сильной любви, который кончился бы очень грустно, если бы не последние несколько строк.

Айра, С. Эссе: из книги «Читающая волна» / пер. А. Казачкова // Иностранная литература. – 2022. - № 12.

Рубрику «Книга как предмет магический» открывают три эссе прозаика и эссеиста Сесара Айры (р. 1949) из книги «Читающая волна» - об аргентинском авторе Мануэле Пуиге (1932−1990), о врожденном пороке детской литературы, о письмах Кафки от лица куклы маленькой девочке.


Умбраль, Ф. Рассказы / пер. Т. Ильинской // Иностранная литература. – 2022. - № 11.

Сквозные темы прозаических миниатюр Франческо Умбраля (1932-2007) - любовь и смерть, даже если речь идет о прощании с любимым старым автомобилем.

Дебру, Т. Кукла с «Титаника»: пьеса / пер. Н. Хотинской // Иностранная литература. – 2022. - № 11.

Пьеса бельгийского драматурга, театрального режиссера и актера Тьерри Дебру (р. 1963) на примере трагедии, ознаменовавшей начало некалендарного ХХ века, рассказывает, как прошлое настигает настоящее.

Неуман, А. Странник века: роман / пер. О. Кулагиной // Иностранная литература. – 2022. - № 11.

В рубрике «Из номера в номер» - продолжение романа аргентинского и испанского автора Андреса Неумана (р. 1977). Дело происходит в XIX веке в немецком городке Вандернбурге, у которого нет ни широты, ни долготы, потому что он медленно перемещается в пространстве... Неспешная умная проза с любовью, юмором и обаятельным философствованием. Страсти, между тем, накаляются: любовные сцены делаются все откровенней, диспуты об искусстве, политике, религии – все жарче и увлекательней. Медленно, но верно над головами любовников, главных героев романа, сгущаются тучи.

Рот, Й. Поверитель мер и весов: повесть / пер. В. Менис // Иностранная литература. – 2022. – № 11.

Повесть австрийского классика Йозефа Рота (1894–1939)  - история нелепой жизни, поздней любви и гибели маленького человека – прилежного чиновника в захолустном городке на востоке Австро-Венгерской империи.

Раздел, посвященный Фридриху Ницше (1844–1900), открывается эссе Александра Мелихова «Фридрих Ницше: человеческое и сверхчеловеческое». Это одновременно биографический очерк и психологический портрет влиятельного немецкого мыслителя.

Далее – собственно Ницше: «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого». Перевод (переперевод!) Алексея Цветкова, его же вступление, которое завершается следующими словами: «Никакой перевод не является окончательным, окончателен только оригинал… Чем шире у читателя выбор, тем выигрышнее его ситуация».


Вобманн, Ф. Две обнаженные в стакане воды: роман // пер. Е. Морозовой // Иностранная литература. – 2022. - № 10.

Бабушка с расстройством сознания и памяти угасает в больнице, бессвязно повествуя о былом, а её посетительница внучка, в свою очередь, рассказывает старухе о событиях своей жизни, включая короткую любовную связь и беременность. «По мере того как мое тело наполняется, - размышляет внучка, - твое постепенно усыхает. Иногда мне кажется, что на нас двоих просто не хватает жизни, и именно я исподволь собираю и накапливаю ее, оставляя тебя пустой, словно землю под паром».

Неуман, А. Странник века: роман / пер. О. Кулагиной // Иностранная литература. – 2022. - № 10.

В рубрике «Из номера в номер» - продолжение романа аргентинского и испанского автора Андреса Неумана (р. 1977). Дело происходит в XIX веке в немецком городке Вандернбурге, у которого нет ни широты, ни долготы, потому что он медленно перемещается в пространстве... Публикация знаменитого романа рассчитана на полгода – окончание в № 12.

Мори, К. Сквозь бамбуковые занавеси: эссе / пер. Е. Юдиной // Иностранная литература. – 2022. - № 10.

В эссе американской писательницы японского происхождения Киоко Мори (р. 1957), среди прочего, говорится: «Эта зарисовка напоминает диалог: беседу с Киоко Мори ведет Сэй-Сёнагон - фрейлина при дворе первой супруги японского императора Итидзё (годы правления 986—1011), оставившая потомкам известные «Записки у изголовья». При этом автор воспринимает её не как голос из прошлого - исторического и личного, эхо забытой родины, а скорее как символ настоящего и будущего - наставницу на творческом пути и тот идеал, к которому следует стремиться».


Вверх

Вернуться в раздел Читаем литературные журналы

 
Голосование
Какие семейные традиции передаются из поколения в поколение в вашей семье?
 
Читать подано
Уорф Дж. «Вызовите акушерку: подлинная история Ист-Энда 1950-х годов»

  

Яндекс.Метрика