Новое в журналах за апрель-июнь 2023 года
Бердникова, Е. Египетские ночи: роман // Звезда. - 2023. - № 6.
Окончание романа. Жизнь зауральского города глазами необычного подростка Олега, живущего с бабушкой, старой учительницей.
Петров, М. THE STORY: история из жизни // Звезда. – 2023. – № 6.
Спустя долгих 20 лет внебрачная дочь заслуженного профессора технических наук находит отца и пытается наладить общение.
Родионова, И. Судья для сестры: рассказ // Звезда. – 2023. - № 6.
Главный герой Вячеслав Валерьевич повествования вынужден ехать на похороны своей сестры. Воспоминания, сожаления о неслучившемся, радостные моменты жизни – память услужливо предлагает осмыслить ему всё заново.
Бердникова, Е. Египетские ночи: роман // Звезда. - 2023. - № 5.
Жизнь зауральского города глазами необычного подростка Олега, живущего с бабушкой, старой учительницей.
Кучерская, М. Инструменты памяти / М. Кучерская, Е. Кельберт // Звезда. – 2023. - № 5.
Автор рассказывает о преподавательской деятельности поэта Иосифа Александровича Бродского в различных американских университетах.
Биографические материалы о Бродском накапливались в течение всей его жизни в виде интервью, видеозаписей и фотографий. В своей статье профессор русской литературы Университета Дрю (США) Кэрол Юланд сделала сравнительный анализ биографий Иосифа Бродского, написанных Львом Лосевым и Владимиром Бондаренко для серии «ЖЗЛ».
Амусин М. Тексты жизни и коды литературы: Джон Фаулз и Юрий Трифонов // Звезда. - № 5.
Размышления о героях и сравнительный анализ романов «Время и место» Юрия Трифонова и «Дэниел Мартин» Джона Фаулза. «Герои ищут правильного пути, смысла и надежды посреди бездорожья и хаоса повседневности. Правда, в пространстве Фаулза поиски эти напоминают полеты на воздушном шаре, а в пространстве Трифонова - погружения в батискафе», - так считает литературный критик, доктор филологии Марк Амусин.
Прыгунов Л. Чудеса: роман // Звезда. – 2023. - № 4.
Лев Прыгунов – актёр, заслуживший звание советского Джеймса Бонда, так как неоднократно снимался в иностранных картинах, играя «русских злодеев». К своим годам этот человек успел принять участие в создании свыше 100 фильмов и сериалов. В последние годы его нечасто удается увидеть в кадре, потому что львиную долю времени лицедея съедает другое увлечение – живопись и литература.
Свой автобиографический роман «Чудеса» Лев Прыгунов начинает следующими строками: «Что касается моей собственной жизни, то тут я честно и открыто заявляю, что все мое существование в этом мире от рождения и до секунды, когда я пишу эти строки (а это уже более восьмидесяти лет!), плотно набито, как рюкзак альпиниста, всевозможными необъяснимыми совпадениями, которые только и можно назвать чудесами».
Рыбаков, Ю. Порогами века: главы из книги. Окончание // Звезда. – 2023. - № 4.
Историко-биографические заметки автора, посвящённые событиям 50-80-х годов XX века в России.
Боднарюк, Ю. Через год: рассказ // Звезда. – 2023. - № 4.
Юлия Боднарюк родилась в городе Кола Мурманской области. Окончила факультет мировой экономики и международных отношений Мурманского государственного технического университета. Работала журналистом, маркетологом. Автор нескольких романов и сборника рассказов.
«Через год» - рассказ о случайном курортном романе, воспоминания о котором не отпускают главного героя спустя время. Дэн и Яна познакомились на пляже Анталии. Прошло время, а он постоянно её вспоминает, но телефона нет, чтобы позвонить, да и как найти ее в Кривом Роге, если сам он гуляет в парке 300-летия Петербурга…
Статья даёт возможность открыть для себя нового автора Рида Иосифовича Грачёва (1935 – 2004), русского прозаика, поэта, переводчика, эссеиста. Судьба отвела ему для творчества слишком мало времени, чуть более 15 лет. А ведь «охранную грамоту» в 1967 году ему, «как лучшему литератору российскому нашего времени», выдал сам Иосиф Бродский.
Новикова, О. Душа моя написана: мысли и наблюдения // Звезда. – 2023. - № 4.
«Повседневная речь Ольги Новиковой дает ответы на многие жизненные вопросы, причем эти устные летучие суждения предельно кратки, зачастую внутренне парадоксальны, а порой задиристо-провокационны», - так считает Владимир Новиков. Судите сами: «Дергаем людей по свои мелким делам и этим освобождаем их от человечности»; «О старости. Никто не хочет присоединяться к человеку, падающему в бездну»; «Не встречала никогда доброго человека. Есть те, кто сумели обуздать свою злобу».
Стахов, Д. Оверкиль: романс в трёх частях // Знамя. – 2023. - № 6.
Дмитрий Стахов (р. 1954) - по образованию психолог, автор десяти опубликованных романов, двух сборников рассказов. Романы и рассказы переводились на французский, голландский, немецкий языки.
Все это литература, преображающая жизнь, хотя настаивающая, однако, на своей достоверности.
Белодубровский, Е. Крылатая повесть // Знамя. – 2023. - № 6.
Евгений Белодубровский (р.1941) — библиограф и краевед, преподаватель литературы в средней и высшей школе. Окончил Литературный институт им. А.М. Горького. Был солдатом, зимовал целый год на Чукотке, более 20 лет служил рабочим телевизионной сцены и все эти годы сценаристом программы «Монитор» и др. программ.
По словам автора «Крылатая повесть» - «это рассказ с колес о моем дедушке Симхе из Дубровников бывш. Витебской губернии».
Илюшкин, А. Врозь: рассказ // Знамя. – 2023. - № 5.
Автор перемежает прозу поэтическими строками своего героя, молодого человека по фамилии Кириллов, но уже «оставленного» ушедшей в мир иной молодой женой. «Где же ты»? – вопрошает с горечью герой в попытке бегства от горя и самого себя.
Волошина, И. Уроки умирания // Знамя. – 2023. - № 5.
«История болезни и ухода моей родни одновременно стала историей моего прихода к вере. Их смерть научила меня новому зрению, которое привело к дальнейшему осмыслению вещей, лежащих в области метафизического. Вопросы о религии, о Боге, о вере не переставали мучить, и уже спустя несколько лет после ухода близких мне людей я стала волонтером в больнице. Соприкосновение со смертью «изнутри» семейной истории открыло мне уникальность каждой болезни и смерти. Для одних смерть становилась восхождением, другие тонули в страхе, ужасе, растерянности или замирали, оглушенные болью и беспомощностью. Больничный опыт лишь укрепил это открытие. Как же жизнь формирует смерть? Из таких размышлений и родились эти заметки», - пишет автор, предваряя свое повествование.
«Пристальное прочтение» рассказа Фазиля Искандера «Мученики сцены» в своей статье осуществил Олег Лекманов - доктор филологических наук, профессор Университета им. Мирзо Улугбека. Рассказ о губительности самомнения, излишней самоуверенности или же о верности и предательстве?
Иличевский, А. Наблюдение за китами: повесть // Знамя. – 2023. - № 4.
Сам автор, живущий в Израиле и пишущий по-русски прозаик, эссеист и поэт, считает «Наблюдение за китами» повестью, и даже «объемистой», хотя здесь не наберется и двух десятков страниц. Но, как известно, истинные размеры текста определяются не тем, сколько страниц он занимает, а количеством вместившейся в него жизни. С этой точки зрения повесть впечатляет. В центре повествования – судьба Иосифа Розенбаума, родившегося в Российской империи, в Баку, перед самой революцией покинувшего Россию, через Харбин и Йокогаму добравшегося до Калифорнии и окончившего свои дни по доброй воле в Лос-Анджелесе в 1952-м. Иосиф Розенбаум – прадед писателя.
Афлатуни, С. Обезбол: рассказ // Знамя. – 2023. - № 4.
Сюжет повествования незамысловат: у Али заболел зуб, и муж отвел её к знакомому врачу… Как ни странно, это рассказ о любви, одиночестве и нашей изменившейся жизни.
Глазунов, Н. Райские яблоки: два рассказа // Наш современник. – 2023. - № 5.
Рассказы-размышления о человеческих отношениях, об отношениях – какими они нам кажутся со стороны и какие они на самом деле.
Салуцкий, А. От войны до войны: роман // Наш современник. – 2023. - № 5.
Роман о судьбах России. Главный герой – Кондрат Егорович Кедров – крупный функционер из номенклатуры ЦК КПСС. Начинается повествование в ночь смерти Генерального Секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева. Своеобразное художественно-историческое осмысление недавнего прошлого нашей страны и событий сегодняшнего момента.
Мурашев, С. Камера обскура: рассказ // Наш современник. – 2023. - № 5.
Много раз порывался Андрей съездить в родную деревню, да жена не пускала. А на сорокалетие сама купила ему билет…
Рябов, О. Не люблю Париж: рассказ // Наш современник. – 2023. - № 5.
«Не уверен, но иногда мне кажется, что любой художник, поэт, драматург, артист, любой творческий человек хочет попасть в Париж! И не один раз за свою жизнь!» Но оказывается, Париж так же, как и любой другой город, можно не любить, а он все равно будет тебе сниться…
Верба, Ю. Без вранья: рассказ // Наш современник. – 2023. - № 5.
Удивительно светлый и смешной рассказ о родительском школьном собрании.
Тарских, О. Откуда взялись такие разные бабушки: рассказ // Наш современник. – 2023. - № 4.
Сказание о появлении бабушек в стиле древнего якутского эпоса олонхо.
Уваров, А. Сибирские крокодилы: рассказы // Наш современник. – 2023. - № 4.
СССР. 80-годы ХХ века. Будни советских археологов. Трудности полевых сезонов. Юмор. Одним словом – жизнь.
Вся повесть – мысли вслух, мучительные размышления о жизни, затаённый крик отчаяния от невыносимой потери близкого человека. Метания от веры к безверию и наоборот, углублённый поиск смысла в прошлом, попытка спорить не только с сельским батюшкой, но с апостолами и философами, найти у них ответ на то, что мучает совесть человека.
Зиганшин, К. Возвращение росомахи: повесть // Наш современник. – 2023. - № 4. Нач. в № 2.
Повесть рассказывает о непростой жизни семейства росомах - матери и сына. В череде событий перед нами раскрывается сложный характер этих животных - настоящих «рыцарей» северной тайги. Они могут быть мстительными, безжалостными и одновременно благородными, помнящими о добре. Поразительна их способность отстаивать свои права на жизнь и свободу.
Сегень, А. Волшебный фонарь: роман // Наш современник. – 2023. - № 4.
Роман (начало см. №№ 1, 2 и 3) о советском киноискусстве и жизни страны в годы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы. Среди действующих лиц – Иосиф Сталин, Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров, Любовь Орлова и другие политические и кинематографические деятели.
Гуреев, М. «Могилы моей не ищите…»: главы из повести // Новый мир. 2023. - № 6.
Повесть о Григории Распутине, действие которой почти сюрреалистично. Распутин предстает здесь в образе самого настоящего святого старца, берущего на себя чужие болезни, способного предчувствовать собственную гибель и даже после смерти не оставляющего верных ему людей.
Жуковская, А. Мать порядка: роман // Новый мир. – 2023. - № 6. Нач. № 5.
Время действия романа – «альтернативный 2015 год». Четверо анархистов, решившихся на протестную акцию в госучреждении, и один из них – «заложенный» – пытается понять, кто из троих мог оказаться предателем. Четверо совершенно разных людей, со своими характерами, судьбами и причинами их нынешней веры в анархию. Да и такие ли они анархисты? Не игра ли это в более крутую версию себя?
Яцышина, М. Свороток: рассказ // Новый мир. – 2023. - № 6.
Свороток – по-сибирски поворот. Поворот, отрезающий от прошлого и ведущий совсем в другую жизнь. Рассказ, вначале напоминающий очерк, незаметно превращается в маленькую сибирскую сказку, пахнущую морозом и Рождеством, сомнениями и тёплым уютом, домашней кухней, добрым словом. Может быть, так и спасаются от горестей и сожалений – созерцанием жизни, неба, людей.
Волынская, Е. Папа не умер: рассказ // Новый мир. – 2023. - № 6.
«Папа не умер» - рассказ – портрет. Настолько живыми оказываются и главная героиня, и её папа, и уютные бытовые мелочи, в которые обрамляется жизнь семьи. Это портрет жизни во всей её полноте – и попытке понять смерть. Только вот когда она приходит, наступает подлинно христианское осознание: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его здесь нет». И жизнь побеждает – а вместе с ней и любовь.
Рецептер, В. Тени. Лица. Голоса: роман // Новый мир. – 2023. - № 6. Нач. в № 5.
Невероятно живые портреты людей – ныне живущих и уже почивших – настоящая летопись русской культуры. Во второй половине книги это воспоминания о дружбе и фрагменты переписки с Виталием Коротичем, Натаном Эйдельманом, Еленой Боннэр, Виктором Кривулиным, Владимиром Бортко, Джуной, Вячеславом Зайцевым, Юрием Изотовым и другими. А еще пронзительные мысли о Блоке, и особенно о его трагической кончине с отрывками из документов, писем, постановлений.
Гельфонд, М. Повесть Ю. В. Трифонова «Другая жизнь»: опыт исторической реконструкции / Мария Гельфонд, Анна Мухина // Новый мир. – 2023. - № 6.
В 1975 году в журнале «Новый мир» впервые была опубликована повесть Юрия Трифонова «Другая жизнь» - книга, которую сам автор называл для себя поворотной. Сюжет повести незамысловат – женщина, недавно потерявшая любимого мужа, пытается воссоздать их совместную жизнь со дня первой встречи до момента смерти. В статье об особенностях сюжета рассказано довольно подробно и в контексте исторических событий, на фоне которых происходят основные сцены (50-е и 60-е годы). Авторы уделяют особое внимание образу Сергея, главного героя, разбирая его на фоне двух диаметрально противоположных исторических эпох, которые проживает Сергей, – сталинской и «оттепельной».
Сурат, И. Бабочка // Новый мир. – 2023. - № 6.
Бабочка – один из самых мистических символов в культуре: одновременное сочетание хрупкости, эфемерности человеческой души, её смертности – и тут же бессмертия. Ирина Сурат рассказывает об этом удивительном и таком разном образе бабочки в русской поэзии, сопоставляя его у таких, не похожих друг на друга авторов, как Гаврила Державин, Василий Жуковский, Мацуо Басё, Афанасий Фет, Владимир Набоков, Иван Бунин, Велимир Хлебников, Осип Мандельштам и Арсений Тарковский.
Рецептер, В. Тени. Лица. Голоса: роман // Новый мир. 2023. - № 5.
Серия автобиографических очерков о встречах с внутренне близкими людьми, среди которых – современники: Ираклий Андроников, Борис Чичибабин, Арсений Тарковский, Давид Самойлов, Юрий Домбровский, Наум Коржавин и другие – и «вечные спутники», которые современны всегда: Александр Сергеевич Пушкин, Павел Нащокин, Вильям Шекспир, Анна Ахматова.
Жуковская, А. Мать порядка: роман // Новый мир. – 2023. - № 5.
Время действия романа – «альтернативный 2015 год». Четверо анархистов, решившихся на протестную акцию в госучреждении, и один из них – «заложенный» – пытается понять, кто из троих мог оказаться предателем. Четверо совершенно разных людей, со своими характерами, судьбами и причинами их нынешней веры в анархию. Да и такие ли они анархисты? Не игра ли это в более крутую версию себя?
Тищенко, Е. Мимо гроба: рассказы // Новый мир. – 2023. - № 5.
Два рассказа о смерти, и оба раза она, словно по удачливой случайности, обходит главного героя стороной, останавливая выбор на ком-то другом – и этим встряхивая, вырывая его из бессмысленных будней.
Матвеева А. Известная. Неизвестная – Иван Крамской: эссе // Новый мир. – 2023. - № 5.
Размышление о самой знаменитой и самой загадочной работе Ивана Крамского – «Неизвестной», или как её ошибочно, но по-блоковски называют в народе – «Незнакомке». Что это за дама? Жила ли она на самом деле? Автор подробно рассказывает о жизни Ивана Николаевича Крамского и о судьбе его легендарной картины, рассматривая различные гипотезы прототипа таинственной женщины в коляске.
1967 год – особенный в жизни Василия Шукшина: именно в этом году он, наконец, добился признания и начался зрелый период его творчества. Первые же рассказы этого важного времени были напечатаны именно в журнале «Новый мир».
Карасев, Л. Три заметки о Пушкине // Новый мир. – 2023. - № 5.
Три небольшие статьи, посвященные различным фрагментам из произведений Александра Сергеевича Пушкина. В первой Леонид Карасев размышляет о значении писем Онегина и Татьяны в романе «Евгений Онегин». Вторая статья касается «необязательных» деталей в пушкинской прозе, которые в итоге имеют прямое отношение к сюжету и указывают на возможность его нового поворота. И, наконец, в третьей заметке автор рассматривает роль Бога в пушкинском творчестве, роль взаимоотношений Бога и человека, Бога и человеческой истории.
Дьяченко, Владимир Д. Восковики Ермолая: роман // Новый мир. – 2023. - № 4.
Альтернативная история – это всегда интересно. А альтернативная история художественного персонажа (сейчас принято называть такие произведения «фанфикшн») – это ещё интереснее. Все мы привыкли смотреть на события «Капитанской дочки» Пушкина глазами Петруши Гринёва. А если «героем романа» сделать гринёвского антагониста Алексея Швабрина? Изменится ли восприятие сюжетных и исторических событий, а главное – видение Емельяна Пугачева как центральной личности екатерининской эпохи? И какую роль в судьбе Швабрина сыграл странный церковный сторож Ермолай?
Антонов (Шаньга), А. Шаньги: рассказы // Новый мир. – 2023. - № 4.
Первая публикация автора в «Новом мире». Крохотные рассказы-зарисовки, напоминающие старинные легенды о зарождении и бытии всего сущего. Автор органично сочетает в «шаньгах» мифотворчество, поэтичность и иронию. Впрочем, и это стилистическое сочетание – тоже своеобразная отсылка к народным сказкам, живым и по сей день.
Лужбина, А. Бат, шишига, ока, фотон, маглев: повесть // Новый мир. – 2023. - № 4.
Называется повестью, а на деле – кинематографические зарисовки о людях, их любви, их одиночестве, их поиске и сомнениях, маленьких историях каждого… И у каждого внутри оказывается своя пустота, и своя собственная, и похожая, и не похожая на другие трагедия.
Карамышев, И. Триада: рассказ // Новый мир. – 2023. – № 4.
Философский рассказ о странном устройстве мира с попытками героев объяснить для себя, почему всё происходит именно так, а не иначе – с бытием, с людьми, с эпохой. И едва ли не важнее в рассказе – проблема поиска и обретения «своего» человека, говорящего на твоем языке и мыслящего с тобой в едином направлении.
Матвеева, А. Вечная весна. Аркадий Пластов и Наталья фон Вик: эссе // Новый мир. – 2023. - № 4.
Эссе из готовящегося сборника Анны Матвеевой «Картинные девушки. Продолжение» – о натурщицах, работавших у легендарных художников. «Вечная весна» – о прекрасном полотне «Весна» Аркадия Пластова: том самом, где обнаженная белокурая красавица повязывает платок девочке.
Опубликованное эссе посвящено жизни художника и той самой девушке, которая позировала Пластову, – вероятно, это была одна из жительниц родной деревни художника. И еще Анна Матвеева рассказывает о светлой любви Пластова и Нали – Натальи фон Вик, которая тоже была музой художника – и не только в творчестве, но и в жизни.
Традиционно в майском номере «Севера» звучат ноты Великой Отечественной войны.
Колесов, Б. Сажа: повесть // Север. – 2023. - № 5+6.
Герои повести Бориса Колесова «Сажа» выжили в войне, но она навсегда опалила их судьбы. Майор Валерий Ладейнин, потерявший связь с семьей, после ранения восстанавливает силы на чешском курорте и не теряет надежду разыскать близких. Юная чешка Мартина, лишившаяся поддержки родителей, ищет человека, который станет ей надежной опорой в жизни. И хотя русский пациент не дает ей повода, она готова подарить ему своё сердце...
Минаев, А. Исповедь «человека без тени»: рассказ // Север. – 2023. - № 5+6.
Алексей Манаев размышляет о тяготах женской судьбы в послевоенное время. Миллионы мужчин не вернулись с войны, а жажда материнства, заложенная природой, вынуждала женщин идти наперекор своей душе... Как жилось их детям? Об этом рассказ-исповедь московского автора.
Ермаков, Д. Заветный камень: повесть // Север. – 2023. - № 5+6.
Вологжанин Дмитрий Ермаков обращается к историческим событиям XIV века. Вернутся ли вологодские воины, участвующие в Куликовской битве, домой, на северные земли, и где находится их заветный камень? Интрига вроде бы проста, но заставляет с интересом следить за событиями повести.
Марков, А. Дрезденский индеец: рассказ // Север. – 2023. - № 5+6.
В руки героев рассказа Александра Маркова попала целая коллекция фигурок индейцев, которую собрал дед одного из них. Мысль о том, что отдельные экспонаты могут стоить баснословно дорого и на них найдется покупатель, никак не даёт им покоя...
Полотнянко, Н. Свидание: рассказ // Север. – 2023. - № 5+6.
Душа бабы Мани, героини рассказа писателя Николая Полотнянко, болит за непутевого внука Митьку, попавшего в заключение. Поделом ему досталось, но вера и любовь помогают ей не терять надежду, что внук образумится и начнет жизнь с чистого листа.
Вещунов, В. Чревовещатель: повесть // Север. – 2023. - № 3+4.
Впечатлительный фантазёр Фёдор Каратыгин готов поверить в чудо. Цирковые иллюзии для деревенского мальчишки не менее реальны, чем привычная жизнь. А однажды ради школьного концерта ему пришлось примерить на себя роль чревовещателя, тогда в его руках ожила кукла по имени Анчутка. С тех пор и стал Фёдор развлекать жителей Зимихи и со временем настолько увлёкся, что кукла, говорящая его голосом, стала жить своей жизнью.
Павлов, Е. Прекрасные художества: рассказ // Север. – 2023. - № 3+4.
Подросток Ромка, всерьёз увлечённый живописью, стал посещать художественную студию. Он учится рисовать и одновременно переживает первую влюбленность, и тогда целый прекрасный мир рождается в его воображении.
Дарин, Д. Кемска волость: рассказ // Север. – 2023. - № 3+4.
В рассказе Дмитрия Дарина - неразбериха. Музыкант Толя Щагин – настоящая звезда в городе Беломорске. А однажды против воли его занесло в Кемь, да еще совсем без денег. Как быть, ведь вечером того же дня должно состояться выступление в ресторане Беломорска?..
Васильев, С. Онега, Ладога, Нева – метаморфозы топонимов // Север. – 2023. - № 3+4.
Онега, Ладога, Нева – эти топонимы нам знакомы с детства. Но что означают эти названия? Какова история их возникновения? Как древние названия приобретали русское звучание? Свои ответы на эти вопросы дает петрозаводчанин Сергей Васильев в статье про удивительные метаморфозы топонимики.
Кроме того, в номере окончание романа Елены Крюковой «Раскол (Книга огня)», статья Валентины Ефимовской «Три цвета истории, или Трудные роды» о творчестве Николая Коняева и другие интересные произведения.
Дэшли, А. Теорема тишины: роман / пер. с ирланд. Д. Сиротинской // Иностранная литература. – 2023. - № 6.
Странная, в большой мере пейзажная проза, требующая от переводчика подлинного мастерства.
Бузфур, А. Рассказы / пер. с мароккан.С. Гинцбург // Иностранная литература. – 2023. - № 6.
Во вступлении, среди прочего, сказано: «Бузфур считается основоположником жанра короткого рассказа в Марокко… произведения писателя представляют собой полифонию различных культур, где арабо-берберские фольклорные мотивы Марокко и элементы арабской классической литературы приобретают новое звучание благодаря литературным приемам, заимствованным из западной традиции…».
Флаяно, Э. Время убивать: роман / пер. с итал. Г. Федорова // Иностранная литература. – 2023. - № 6. Окончание.
Лейтенант-итальянец в силу случайных обстоятельств становится убийцей молодой эфиопки и скрывает свое преступление, но возмездие кажется неотвратимым. Однако в финале романа герой отделывается легким испугом и чудом избегает расплаты.
Майский номер по традиции военный и называется он – «Время умирать: о войне, и не только».
Флаяно, Э. Время убивать: роман / пер. с итал. Г. Федорова // Иностранная литература. – 2023. - № 5.
Эннио Флаяно (1910–1972) – итальянский прозаик, принявший участие в написании сценариев к десяти фильмам Ф. Феллини.
Время действия в романе «Время убивать» – итало-эфиопская война 1935-1936 гг. Главный герой повествования – лейтенант-итальянец - в силу случайных обстоятельств стал убийцей молодой эфиопки и скрыл своё преступление, но расплата всё же неотвратима.
Салес, Ж. Мимолетное торжество: фрагмент романа / пер. с каталон. и вст. Н. Авровой-Раабен // Иностранная литература. – 2023. - № 5.
Роман считается «самым русским» произведением каталонской литературы. А автора критики сравнивают со Львом Толстым. Он участвовал в гражданской войне в Испании и хотел оставить достоверное свидетельство обо всем, что видел. «Произведение Жуана Салеса – это не просто роман о войне; это роман о человеке на войне. Когда кругом льется кровь, страшно погибнуть, но еще страшней умереть заживо, утратив основные качества, делающие нас людьми… », — считает переводчица романа.
Норрис Ф. Сын шейха: рассказ / пер. с английского К. Соловьева // Иностранная литература. - 2023. - № 5.
Герой произведения – Баб Аззун, уроженец Алжира, представитель племени кабилов – народа берберской группы, проживающего на севере страны. Отец и дед персонажа входили в число лучших полководцев племени, защищавших землю от чужаков. В десятилетнем возрасте Баб Аззун переезжает в Париж и удачно ассимилируется в новой среде. Он становится успешным политиком и дипломатом, публикует научные книги. Карьера персонажа оказывается под угрозой после проигрыша крупной денежной суммы на лошадиных скачках. Чтобы восполнить утраченное, Баб Аззун в составе французского военного подразделения отправляется на свою родину, в Алжир.
Вескотт, Г. Странствующий сокол: роман // пер. англ. и вст. А. Зелинского // Иностранная литература. – 2023. - № 4.
Психологическая проза из жизни богатых американцев в довоенной Европе. Несколько часов нелепого визита, описанного в романе, заняты светским общением преуспевающих и не очень счастливых персонажей, неумело скрывающих драматическую подоплеку происходящего.
Чуньчэн, Ч. Музыкант: повесть / пер. В. Андреева // Иностранная литература. – 2023. - № 4.
Фантасмагория: время и место действия конец 1950-х годов, Ленинград, кампания преследования стиляг и борьбы с западными влияниями. Милицейские рейды и облавы оказываются бессильными перед стихией музыки.
Лигоцкая, Р. Девочка в красном пальтишке: роман / пер. с польск. В. Соколовой // Иностранная литература. – 2023. - № 4. Окончание.
Краковское гетто, 1943 год. Мать и ее пятилетняя дочь чудом спасаются от отправки в лагерь смерти. Скитания, мытарства, людские низость и великодушие глазами ребенка. Далее - мирное время в послевоенной Польше: юность, занятия искусством, богемный образ жизни, эмиграция, личные драмы и кризисы, материнство и преодоленная наркомания, наконец, правозащитная деятельность... На страницах романа мелькают имена Марлен Дитрих, Шостаковича, Збигнева Херберта, Анджея Вайды, Романа Полански… На последних страницах романа героиня едет в Краков на церемонию премьеры «Списка Шиндлера» Спилберга и, как ей кажется, узнает себя в финальных кадрах: «Я и есть та испуганная девочка в красном пальто…»