Лингвистические задачи
Предлагаем лингвистические задания, которые выполняли участники уникального интеллектуального сражения для гуманитариев - «Humanitarian battle»! Оно прошло в феврале 2012 года на гуманитарном факультете Кольского филиала Петрозаводского университета. В битве приняли участие около 100 школьников 8-11 классов из городов Апатиты, Кировск и Кандалакша.
Задание 1. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы:З…ря разг…рается,
м…кать хлеб в сметану,ц…ганский, ил…юзия, блес…нуть,
пр…амбула договора,
пр…милый малыш, пр…поднять,
ветрен…ый день,
гружён…ая углём баржа,
облака рассеян…ы ветром,
сверх…нтересный, под…скать, плать…це.
Задание 2. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и раскройте скобки.
а) День был ясный пр…зрачный слегка морозный один из тех дней в которые …хотно мир…шься и с холодом и с сыростью.
б) Когда удаётся превозмочь болезнь когда ты снова могуч и полон сил уже (не)(в)терпёж сидеть дома и хочется распахнуть окна (на)стежь (в)скачь пуститься по улице искать встреч со знакомыми.
в) Выздоравливая в особен..ости если ты молод бываеш.. очень счастлив. Ты чу..ствуеш.. и понимаеш.. здоровье чего (не)постич.. обыкновен..ому здоровому человеку.
Задание 3. Расставьте знаки препинания. Определите вид придаточного предложения.
а) Если Печорин придёт пришлите за мной сказал Максим Максимыч.
б) Видно никто не догадывается о своей беде пока она не постучит в двери.
в) Она ни разу даже украдкой не обернулась назад чтобы увидеть Базарова.
Задание 4. Объясните значения фразеологизмов
а) Ахиллесова пята
б) Дамоклов меч
Задание 5. Объясните значения слов:
Скрупулёзный
Бестселлер
Оппонент
Лабиринт
Задание 6. Образуйте правильные падежные формы составного количественного числительного: 22 944
Родительный падеж
Дательный падеж
Винительный падеж
Творительный падеж
Предложный падеж
Задание 7. Как из слова «море», меняя по одной букве в каждом последующем слове, сделать слово «суша»?
Переходные слова могут являться только существительными в именительном падеже. Чем меньше ходов Вы сделаете, тем больше шансы на победу.
Задание 8. Вставьте слово из трех букв, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго:
БАЛ ( _ _ _ ) ЕДА
Задание 9. Вставьте слово из четырех букв, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок:
ДОЛЖНОСТЬ ( _ _ _ _) ВОЗДЕРЖАНИЕ ОТ ПИЩИ
Задание 10. ШАКУЕТК ЗЗДВАЕ АТАТХ АИНДВ
Какое слово лишнее? Напишите слово, а не анаграмму. Объясните решение
Задание 11. Если Архипова – повариха, а Коровин – конвоир, то кем работает Егор Платонов?
Задание 12. Из известной поговорки убрали все гласные буквы, а оставшиеся согласные разбили на группы по три буквы в каждой. При этом порядок следования букв сохранился, но промежутки между отдельными словами исчезли. Можете ли Вы расставить гласные буквы на свои места, восстановить слова и прочитать поговорку?ВСК СВР ЧКЗ НЙС ВЙШ СТК
Задание 13. Загадка
Сперва чего-нибудь комплект.
Но буквы поменять местами,
И тут же явится нам с вами
Дворянский титул прежних лет.
Задание 14. Перед Вами – 4 фразы на языке суахили (в русской транскрипции) и их перевод на русский язык:
Акупенда = Он любит тебя.
Авапига = Он бьет их.
Никупига = Я бью тебя.
Авупенда = Он любит нас.
Как на суахили сказать: «Я люблю их»?